Честно говоря, еще недавно слабо верилось в то, что вновь наступят времена произвола, когда станут игнорироваться национальные права народов, проживающих в России. Слишком большую цену заплатила Россия в прошлом веке за такую политику. Но, по-видимому, центральной власти этот урок не пошел впрок. Урокам истории она предпочитает родные российские грабли, повторяя одни и те же ошибки.
Эту печальную истину еще раз подтвердило решение Верховного суда РТ, отменившее то положение республиканского Закона “О выборах Президента РТ”, где говорится о необходимости кандидатам в Президенты Татарстана знать два государственных языка – татарский и русский, как несоответствующее федеральному избирательному законодательству. Однако это решение, как и сам федеральный Закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”, грубо попирают ряд важнейших положений Конституции РФ. Речь идет прежде всего о равноправии народов России (п.3 ст.5) и о том, что “республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации” (п.2 ст.68).
Ссылки на то, что предъявляемое к кандидатам в Президенты Татарстана требование знать оба государственных языка нарушает избирательные права граждан РФ по языковому признаку, несостоятельны. Как известно, у каждого гражданина, кроме прав, есть еще и обязанности, в том числе не нарушать права других граждан. В этой связи Основной Закон России предполагает возможность ограничения прав и свобод гражданина РФ, если “это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности” (п.3 ст.55). В нашем случае такая необходимость продиктована прежде всего защитой основ конституционного строя страны, к которым относится и принцип равноправия народов России. Это имеет отношение также к безопасности государства, которая зависит в том числе и от межнационального согласия. Одновременно с этим незнание кандидатами в Президенты Татарстана одного из государственных языков будет нарушать права и законные интересы граждан РТ и РФ, которым государство гарантировало “право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития” (п.3 ст.68).
Эта гарантия как раз и выражается в придании татарскому языку наряду с русским государственного статуса, а требование знать оба государственных языка, предъявляемое к чиновникам и вышеуказанным кандидатам, следует рассматривать как создание условий для их изучения и развития. Ведь опыт недавнего прошлого показывает нам, что если язык не имеет реального государственного статуса, а государство не создает условий для его сохранения и функционирования, то данный язык в многонациональной стране постепенно вымирает и вытесняется другим. Поэтому обязанность знать два государственных языка если и ограничивает чьи-то избирательные права, то только тех граждан, которые, желая порулить республикой, не имеют желания знать оба языка. Это их право, но право наших законодателей – не допустить на высший пост в республике тех, кто с момента избрания их Президентом Татарстана не сможет выполнить одну из его главных обязанностей – стать гарантом конституционных прав жителей Республики Татарстан.
Казалось бы, в соответствии с этой юридической логикой, основанной на Конституции РФ, должно было строиться и федеральное избирательное законодательство в той его части, где речь идет о регулировании выборов глав субъектов Федерации. При этом федеральный законодатель должен был учитывать национальную специфику республик. Но не тут-то было. Наоборот, в последнее время все чаще принимаются федеральные законы, ущемляющие права народов России и противоречащие духу и принципам Конституции страны. Думается, что в данном случае вещи нужно называть своими именами. Мы являемся свидетелями возрождения политики великодержавного шовинизма, и выражается это в первую очередь в законодательном закреплении превосходства одной нации, языка и религии над другими. Если раньше великодержавная политика Центра прикрывалась коммунистической фразеологией, то ныне ее заменили либеральной. Под шумок о нарушении прав человека предпринимается попытка лишить татарский язык государственного статуса и вновь сделать его кухонным языком.
О том, что это планомерная политика, а не забота о правах человека, свидетельствуют такие факты, как ограничение полномочий республик путем лишения их суверенитета, отказ федерального Правительства вводить полноценную страницу с указанием республиканского гражданства и национальности в новый российский паспорт, стремление Госдумы помешать переходу татарского языка с кириллицы на латинскую графику. Остается только сожалеть о том, что и наше правосудие оказалось втянуто в русло великодержавной политики. Прав был писатель и народный депутат РТ Туфан Миннуллин, когда назвал вышеуказанное решение Верховного суда РТ судилищем над татарским языком, открыто попирающее права татарского народа.
Но это решение бьет по всем гражданам Татарстана, независимо от национальности. Последние десять лет межнациональное согласие и стабильность в нашей республике основывались на уверенности татар и русских в том, что развитию их культуры и языка более ничего не препятствует, т.к. для этого созданы необходимые правовые условия. Теперь у татар этой уверенности нет. Вряд ли после этого будут чувствовать себя уютно другие нации, проживающие в республике. Ошибаются в своих прогнозах те местные политические обозреватели, которые считают, что это никак не отразится на ситуации в сфере межнациональных отношений. В царский и советский периоды, когда культура, язык и религия татар также подвергались дискриминации, межнациональная стабильность обеспечивалась за счет военно-полицейских мер и рабской покорности татар. Но за прошедшие десять лет сознание людей изменилось, у них обострилось чувство национального достоинства и национальной чести. И сегодня просто так это попрание национальных прав вряд ли пройдет.
Решение Верховного суда вызвало возмущение у многих татар, ибо татарский язык подвергли публичному унижению и оскорблению. В такой ситуации мы вправе знать мнение своей интеллигенции, которая всегда считалась совестью нации. Ведь прежде всего на интеллигенцию возложена миссия по развитию и защите национальной культуры и языка. Ведь если центральная власть, которая по Конституции должна защищать и обеспечивать реализацию наших прав, забыла о своем долге уважать интересы многонационального народа России, то наша святая обязанность – напомнить ей об этом.
От редакции. Мы не можем согласиться со всем, что утверждается в статье, но сочли возможным опубликовать ее, поскольку в ней нашла отражение озабоченность широких слоев республиканской общественности по поводу решения Верховного суда РТ, о котором идет речь в данной публикации.