“Магические фразы” Марсела Галимарданова

Уроженец деревни Новое Балтачево Актанышского района, в недавнем прошлом крупный чин КГБ СССР, а затем – генерал Федеральной пограничной службы России Марсел Галимарданов волею судеб оказался вновь на исторической родине.

Автор статьи: Раиса ЩЕРБАКОВА

Уроженец деревни Новое Балтачево Актанышского района, в недавнем прошлом крупный чин КГБ СССР, а затем – генерал Федеральной пограничной службы России Марсел Галимарданов волею судеб оказался вновь на исторической родине. Мы уже сообщали читателям, что в октябре 2000 года он был назначен главным федеральным инспектором по Республике Татарстан.


Известно о генерале Галимарданове немногое, учитывая характер его прежней работы. Что касается жизни помимо службы, из пристрастий можно назвать театр. В Москве нет такого творческого коллектива, спектаклей которого он бы не видел. Перебравшись в Казань, успел побывать в Камаловском и оперном театрах, на фестивале органной музыки. Любит общаться с талантливыми людьми.Однако частных приглашений не принимает. Женат, имеет сына и дочь.


М.М.Галимарданов– Марсел Магфурович! Для многих наблюдателей ваша фигура, а вернее даже – ваша должность представляет собой загадку. Одни склонны считать, что вам отведена роль “слуги двух господ”. Другие утверждают, что вы – глаза и уши Сергея Кириенко, а может, и самого Владимира Путина. Третьи предпочитали бы видеть в вас некий буфер между федеральной и местной властями, но не уверены, что это передаточное звено дееспособно. Однако во всех мнениях, заметьте, проскальзывает некая нотка сочувствия… А кем на самом деле вы себя ощущаете?


– Все три мнения, которые вы изложили, это – только мнения. И они, вероятно, имеют право на существование. Но оговорюсь сразу: если бы структура аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, куда входят и главные федеральные инспектора регионов, была недееспособной, я бы не согласился на эту должность. Действительно, в Татарстане ничего подобного раньше не было, но в связи с укреплением вертикали власти такая структура появилась. Задачи, которые поставлены перед нами, обозначены в нормативно-правовых документах. И предназначение главного федерального инспектора в Республике Татарстан я вижу прежде всего в том, чтобы максимально помочь как нашей республике, так и России в организации взаимодействия в точках соприкосновения.


Исходя из тех задач, которые на первом этапе поставлены перед федеральными инспекторами, и по опыту других субъектов Российской Федерации мы считаем, что надежды, возложенные на данную структуру, начинают оправдывать себя. Однако ведь жизнь в переломные моменты истории очень сложна. В зависимости от развития дальнейших событий вполне вероятно, что необходимость в инспектировании регионов отпадет. Поэтому не будем загадывать наперед. Пока что перед нами стоят конкретные задачи, и у каждого есть конкретный участок работы.


– Возможно, если бы у республики ранее не было особых отношений с Москвой, если бы она не являлась разработчиком договорных отношений, которые затем переняли и другие регионы, появление “государева ока” воспринялось бы не столь болезненно. Но, с другой стороны (вот откуда и сочувствие!), вы – татарин, ваша историческая родина здесь, а получается, что служите другому президенту, другому хозяину, который с вас строго спросит.


– Народ спросит, налогоплательщик.


– Но не народ же вас придумал и назначил!


– Я не имею права отказаться от сочувствия народа. Если народ переживает за эту структуру и возлагает на нее определенные надежды, с моей стороны это будет только приветствоваться.


– Но мы ведь как привыкли? Раз появилась надстроечная структура – значит, должна кого-то наказать, какое-то дело показать.


– Вы не правы. Дело надо делать, а не показывать! В 2000 году вопрос стоял как? Привести в соответствие законодательство и войти в единое правовое поле. И по результатам декабрьского совещания с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным было констатировано, что в основном в субъектах Федерации с этой задачей справились. Что касается Республики Татарстан, у нас этот процесс еще продолжается. Основная часть законов приведена в соответствие с федеральными, остались судебные разбирательства. Я еще мало работаю, всего три месяца, но о других главных федеральных инспекторах могу сказать, что они проделали существенную работу по приведению в нормальное состояние вертикали власти. От этого же выиграют все! Неужели вам не нравится жить по единым законам? Мне говорят, республиканские законы – лучше. Возможно, это так. Но есть же верховенство закона. Если мы живем в правовом государстве, то должны находиться в едином правовом поле. Жизнь не стоит на месте, демократические процессы развиваются, и обязательно найдутся наиболее приемлемые формы согласия и взаимодействия. Что я имею в виду? Работу того же Госсовета России. Там же Президенту Татарстана Минтимеру Шариповичу Шаймиеву поручено курировать и координировать работу группы по разграничению полномочий субъектов Федерации и Центра. Если решить эти вопросы, тогда в идеале исчезнет и конфликтное поле.


И, возвращаясь к постулату о “деле”, которое надо показать… Проводить какие-то разовые мероприятия и показательные акты с целью создать шумиху, дабы поднять свой имидж, – это не про нас. Все обстоит гораздо сложнее – надо научиться позитивно влиять на те процессы, которые происходят в субъектах и в целом в России.


– Вам как федеральному инспектору дано право назначать и снимать людей с должности. Вы уже пользуетесь этим правом?


– Таких прав у меня нет.


– Но, насколько я помню, во время первой встречи с журналистами вы говорили, что кадровая политика в ваших руках.


– Это действительно так. Все существующие схемы представления на должность и отставки с должности, равно как и вопросы награждения (я имею в виду чиновников региональных министерств федерального подчинения) остаются в силе. Но! Без ведома и мнения главного федерального инспектора ни один подобный вопрос рассматриваться не будет. У нас есть определенный критерий – люди должны быть достойны.


– Чтоб, значит, никаких братьев- сватьев не допустить до “теплого местечка”?


– Пока я с этим не сталкивался. В то же время я не считаю себя последней инстанцией, поскольку окончательное решение будет приниматься в Москве. Но не без моего мнения – отрицательного или положительного.


– И вы эту работу уже выполняете?


– Да. Причем к моему приезду скопилось немало документов, особенно наградных листов.


– Кого-то отклонять приходится?


– Мы стараемся не доводить до отклонения. Первоначально вопрос решается на уровне устного согласования, чтоб не травмировать человека отказом. Смотрим на конкретные заслуги. Если предприятие не на плаву, если люди не получают зарплату, какая тут может быть награда?


– Каковы ваши прогнозы на ближайший год: взаимоотношения Центра и региона ужесточатся или, напротив, либерализуются? В какой степени, на ваш взгляд, это зависит от персоны будущего Президента Татарстана?


– Взаимоотношения будут развиваться исключительно в рамках действующего законодательства. Не будет никому позволительно выходить за них.


– Но историю, как известно, всегда делали личности…


– Согласен. Их роль не отвергается. Но кто бы ни стал Президентом Татарстана, ему придется действовать в рамках действующего законодательства. Авторитарная форма правления не пройдет. Давить своим авторитетом на Центр – это исключено. Только в цивилизованных рамках, то есть через предъявление протестов и с помощью обращений в суды. А если у Центра возникнут претензии – вплоть до желания освободить главу региональной администрации от должности, в ход будет пущен тот же механизм – закон.


– В чем состоит ваше содействие проведению президентских выборов в Татарстане и как вы понимаете термин “чистые” выборы?


– Содействие мое – в том, чтобы выборы были организованы в рамках действующего законодательства. Есть четкий календарный план мероприятий по их проведению, мы общаемся с председателем ЦИК. На последнем совещании с руководителями федеральных структур я призвал всех принять самое активное участие в плане соблюдения закона о выборах. И предупредил, что, если возникнут проблемы, исходя из моих полномочий, я возьмусь за координацию и взаимодействие. Не путем командного метода, конечно, но демократическими формами воздействия. И в этой связи важен непосредственный контакт с представителями средств массовой информации. Тут важно что? Получив информацию негативную, адекватно отреагировать. Мы не исключаем, что могут быть и отклонения от норм, ведь не каждый из потенциальных кандидатов в Президенты преследует исключительно и только общественные, государственные интересы. Так что могут быть использованы “грязные” технологии. Они нужны прежде всего тем из кандидатов, у кого слабые позиции. Сильные же надеются на свой авторитет и дела.


– Будете ли вы вмешиваться в ситуации, подобные той, что произошла с редакцией “Казанского времени”?


– Я считаю, что на то есть компетентные органы и они в состоянии сами разобраться, было ли то технической ошибкой или уже началась незаконная предвыборная агитация. И если это не создаст кризисную ситуацию в целом, я не буду вмешиваться.


– Дело, вероятно, дойдет до суда.


– По сути, подобными вопросами суд и призван заниматься.


– Марсел Магфурович, Казанский Кремль считает нужным советоваться с вами?


– Президент вполне самостоятелен в своих действиях. Мы в нормальных взаимоотношениях и общаемся по мере возникновения точек соприкосновения по тем или иным вопросам.


– У вас с ним прямая связь? Минуя советников и секретарей?


– Абсолютно без регламентирования. Есть связь в любое время. Многие думают, что федеральный округ и федеральный инспектор ограничивают или хотят ограничить текущую деятельность руководителей республики. Отнюдь! Мы не вмешиваемся в их дела. Может, не очень скромно будет звучать, но нам достаточно власти, поэтому ничьих прав мы ограничивать не собираемся. Президент Татарстана – это самостоятельная политическая фигура не только республиканского, но и российского масштаба. Если он посчитает нужным со мной посоветоваться по какому-либо вопросу – это его право. Если я посчитаю необходимым сделать то же самое – это мое право. Но в каждом конкретном случае каждый из нас в итоге сам решает, как ему поступить.


– А в каких вы взаимоотношениях с народными депутатами?


– Председатель Госсовета Татарстана Фарид Хайруллович Мухаметшин представил меня на сессии. Явных противоречий с парламентариями у меня нет, вполне нормальные отношения. Ближе с теми, кто работает на постоянной основе. А кто входит в согласительную комиссию по приведению в соответствие законодательства, с ними более тесные контакты.


– Но, скажем, тот же Марат Гадыевич Галеев, входящий в согласительную комиссию, позволяет себе высказывать на сессиях весьма обидные для федерального центра да и, вероятно, для ушей федерального инспектора вещи.


– Это же его мнение. И никто не вправе ему – как народному депутату, самостоятельному политическому деятелю – запретить публично высказывать свое мнение. Все в рамках закона.


– Обращаются ли к вам депутаты, исходя из каких-то своих лоббистских интересов?


– Пока ко мне никто не обращался. Но если и будут подобные обращения, они опять же будут решаться в рамках закона…


– …Эти “рамки закона” – прямо магическая фраза для вас!


– Да, исключительно в рамках закона, не считаясь с личностными и корпоративными факторами. Для меня прежде всего существует интерес республики и ее населения.


– Некоторые полагают, что в этом году состоятся перевыборы Госсовета, поскольку по российскому законодательству институт глав администраций в составе парламента – как бы вне рамок… Будет ли приводиться в соответствие вот этот момент?


– Я бы не стал столь категорично говорить, что главы администраций – незаконны. Ведь они выбирались на основании закона, который не отменен.


– О том и речь. Будет ли закон отменяться?


– Это предмет дальнейшей работы. Скорее всего, когда очередь дойдет до Конституции Республики Татарстан, вопрос возникнет и по депутатам из числа глав администраций. А пока нет этих изменений, в каком варианте будут развиваться события – рано говорить. Не стоит же самоцель: оптом навести порядок и отрапортовать кому-то. Законы принимались не в одночасье, по ним сколько-то лет жили. И в один день все отменить и испортить отлаженную систему… А взамен что?


– Замечаете, у вас появляются сочувствующие нотки…


– Так я же не слепой, вижу переживания людей. К законодателям, народным депутатам я отношусь с глубоким уважением.


– На что жалуются главному федеральному инспектору граждане Татарстана? И каков механизм рассмотрения этих жалоб?


– Обращений много. Я веду частные приемы населения и могу констатировать, что люди жалуются прежде всего не на закон, а на нарушения закона отдельными чиновниками, будь то на предприятии или в администрации районов. Письма мы анализируем и направляем в соответствующие инстанции для ответа. Мы взяли за правило ни одно обращение не оставлять без ответа, даже если оно будет не в пользу заявителя.


– То есть письма проходят по привычной схеме – бюрократической, сверху – вниз?


– А что вы предлагаете?


– Не знаю…


– Я тоже не могу выдумать, и законодательство пока ничего другого не предлагает. Есть вполне цивилизованные методы воздействия на нарушителей.


– Подадите в суд, что ли?


– Напрямую – нет. Но есть соответствующие правоохранительные структуры… Анализ обращений граждан ведется и в масштабе Администрации Президента России, и в аппарате его полномочного представителя в Приволжском федеральном округе, и в службе главного федерального инспектора по Татарстану. Эти письма помогают принимать управленческие решения.


– Что вы цените в людях, Марсел Магфурович?


– Честность, порядочность, справедливость. Не нравится непунктуальность, необязательность, похвальба. Сделал доброе дело – и забудь о нем, вот мой принцип по жизни.


– Вас не обидели здесь жильем?


– Как и все, у кого нет собственного жилья, снимаю квартиру.


– Вот тебе раз! И вы во всем столь же независимы от местных властей?


– Не совсем. Для небольшого аппарата, который есть у главного федерального инспектора, необходимо подходящее по статусу помещение. Я бы не назвал это большой зависимостью, поскольку вопрос решается на договорной основе. Но в остальном – да, независим.


– На прежней службе было легче?


– У нас говорят так: пограничные тропы длинные, но узкие, поэтому все друг о друге знают. Конечно, здесь я тоже чувствую взгляды, возможно, еще более пристальные. Но стараюсь не комплексовать. Есть определенные принципы типа той “магической фразы”, которых я придерживаюсь всю жизнь. Вот на этом и буду стоять.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще