Василий Лихачев: Работать на стабильность государства

На днях несколько российских СМИ выдали на суд общественности информацию о том, что якобы на высшем уровне решен вопрос о новом руководстве обновленного Совета Федерации.

Автор статьи: Андрей КОБЯКОВ

На днях несколько российских СМИ выдали на суд общественности информацию о том, что якобы на высшем уровне решен вопрос о новом руководстве обновленного Совета Федерации. Было названо и имя политика, которому предопределено стать председателем верхней палаты российского парламента, – Василий Лихачев, ныне занимающий пост постоянного представителя РФ в европейских странах. Наш корреспондент в конце прошлой недели связался по телефону с штаб-квартирой представительства РФ в ЕС в Брюсселе и задал несколько вопросов В.Н.Лихачеву.


Василий Лихачев– Василий Николаевич, насколько реальны прогнозы СМИ в отношении вашего нового назначения?


– Это продолжение многочисленных публикаций на тему “Лихачев – новый Совет Федерации”. Среди отметившихся здесь – “Аргументы и факты”, “Московский комсомолец”, “Век”, “Парламентская газета”, “Казанское время”, “Звезда Поволжья”… Отношу появление этой информации не к своей личности, а к беспокойству общественнсти за судьбу Совета Федерации, органа, который всегда работал на стабильность государства, формирование сильной и справедливой власти, был и остается выразителем интересов российских регионов.


В стране началась государственно-правовая реформа, идет поиск оптимальных механизмов управления, и, естественно, функции Совета Федерации, его деятельность в качестве законотворческого органа будут возрастать. Будущее руководство верхней палаты российского парламента должно это учитывать.


Значение приобретает и усиление практического взаимодействия Совета Федерации с Госдумой, с региональными органами власти и, конечно, с исполнительной ветвью. Особое значение имеет диалог верхней палаты с Президентом России. Только на путях кооперации и сотрудничества, с одной стороны, и разделения власти, компетенции – с другой, можно обеспечить демократическое развитие российского государства. И этот фактор, наверное, будет приниматься во внимание при формировании нового состава Совета Федерации, на выборах председателя и заместителей.


Впрочем, все это – размышления человека как бы со стороны, который хорошо знает, что такое “сенаторский хлеб”. Если говорить предельно конкретно, то разговора на эту тему со мной никто не заводил. Не исключено, что он возможен, в том числе и по некоторым другим векторам. В июне исполнится три года моей дипломатической миссии в Брюсселе. И надо будет принимать решение или о продлении загранработы на посту посла РФ, или о других перспективах.


– Василий Николаевич, что удалось сделать за это время?


– За это время на путях сотрудничества и партнерства России с Евросоюзом сделано немало. Приведу лишь один пример. Если в 1999 году внешнеторговое сальдо в пользу России составило 11 миллиардов евро, то в прошедшем году – почти 24 миллиарда. Президент В.Путин уделяет пристальное внимание этому важнейшему участку европейской политики России. На нем собраны весьма профессиональные дипломатические кадры.


Много планов на этот год. Начали подготовку к саммиту РФ-ЕС в мае этого года в Москве, к визиту Владимира Путина в Брюссель. И, конечно, не забываю о региональных проблемах. По согласованию с руководством ОБСЕ, Комитета регионов ЕС, Президентом Татарстана М.Шаймиевым, научными кругами Европы приступили к подготовке “круглого стола” экспертов по вопросам государственного строительства весной этого года в Казани. Как я и обещал, в августе в Казани состоится очень важный разговор об итогах и путях развития современного федерализма. Так что на европейском направлении работы много. Это та сфера, которая сегодня дает результаты и удовлетворение, заставляет думать и энергично работать. Что будет завтра – посмотрим. Обещаю быть открытым для ваших читателей.


– Как вы относитесь к выдвижению кандидатуры Минтимера Шаймиева на пост Президента Татарстана на третий срок? Каким видите исход выборов-2001 в Татарстане?


– В 1997 году, исходя из адекватного понимания слова “демократия”, признавая право и ответственность многонационального народа Татарстана на свободный выбор, я предложил исключить из Конституции РТ положение о “двух сроках” работы в высшей государственной должности РТ – ее Президента. Наша логика была проста – сами люди, в свободном режиме, без какого-либо давления должны избрать того, кто, по их мнению, достоин этого звания. Современное развитие республики, ее общественный, гуманитарный, политический потенциал говорили и говорят в пользу такого подхода. Очень хочется, чтобы в 2001 году никакие “черные” или “серые” технологии не помешали людям сделать этот выбор. Он будет непростым. В сознании людей идет борьба двух идей – консервативной (“сохраним всех и вся”) и либеральной (“все должно двигаться вперед”). Мне кажется, что будущим Президентом РТ станет человек, который сможет объединить в своей программе и практической деятельности два начала – мобилизационное (преемственность, сохранение всего положительного) и инновационное (новые идеи, схемы, замешанные на здоровом прагматизме).


Знаю, что список претендентов на пост Президента растет. Но люди, заявившие себя, к сожалению, не всегда руководствуются общественными интересами. В их позициях присутствуют и эгоизм, и самореклама. Но все ли они представляют, что такое Президент как гарант прав человека? Что это человек, который должен защищать политические, экономические и социальные права человека любой национальности? При этом он обязан цивилизованно работать с федеральной властью, реально содействовать развитию в Татарстане правового государства…


О Минтимере Шариповиче Шаймиеве могу говорить очень много, но скажу кратко. Шаймиев образца 1990 года и нынешний Президент Татарстана – разные люди. Вместе с ним наша республика и ее народ прошли многие годы – трудные, сложные. Были достижения, были ошибки… Думаю, действующий Президент об этом хорошо знает. Так же, как хорошо знает, с кем были связаны эти достижения и проблемы…


В соответствии с Конституцией РТ М.Ш.Шаймиев имеет право выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента Татарстана. Выдвинет ли он свою кандидатуру? Думаю, да. Право же оказать доверие – в руках людей. Говорил и буду говорить: народ должен иметь условия сказать “да” или “нет”. И он сделает это 25 марта 2001 года.


– Не ослаб ли интерес стран Западной Европы к регионам России?


– Спасибо за этот вопрос. Региональная политика в России еще формируется, и благодаря деятельности многих субъектов России, включая Татарстан, можно говорить, что интерес к ним за рубежом не исчез. Здесь, в Европе, самое серьезное внимание уделяется, например, проблемам Калининградской области. Недавно КЕС издал специальный документ, посвященный сотрудничеству ЕС-РФ по этой проблематике.


В ЕС, СЕ и ОБСЕ сохраняется устойчивый интерес к опыту государственного строительства Татарстана, тому Договору 1994 года, который стал настоящим этапом в развитии региональной дипломатии не только России, но и ряда других стран. Наш пример свидетельствует о том, что мы работали прагматично, многого добились. Конечно, жизнь вносит свои коррективы, но в своей основе были правы именно мы.Андрей Кобяков.


Беседовал

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще