Очередной саммит стран СНГ в Минске прошел накануне десятилетнего юбилея организации. Самое время, как говорится, “подбивать бабки”. Важнейший и, пожалуй, единственный позитивный итог десятилетия – относительно успешное выполнение функции цивилизованного “развода” бывших братских республик. Получилось не так интеллигентно, как у Чехии со Словакией, но и не так варварски, как у бывшей Югославии. А ведь всякое могло случиться. Взялись же русские за оружие в Приднестровье, армяне – в Карабахе, абхазы – в Грузии…
Очаги напряженности и сейчас еще тлеют. Внешним проявлением того, что процесс “развода” еще не до конца завершен, стало введение визового режима на границе России с Грузией. Президент Э.Шеварднадзе, едва скрывая обиду, сказал в Минске, что Грузия чувствует себя “ущербно”, так как это сейчас “единственная республика СНГ, в отношении которой вводятся ограничения”. Однако здесь у России просто не осталось другого выхода, так как свободное перемещение через российско-грузинскую границу чеченских боевиков наносит ущерб неизмеримо больший, нежели обида грузинского лидера. Не дело России учить Грузию, как ей обращаться с проникающими на ее территорию вооруженными людьми, но святой долг российского Правительства – воспрепятствовать их возвращению на свои базы после отдыха и лечения.
Раз уж не получается совместная борьба спецслужб обоих государств с вооруженными мятежниками, то придется каждому заниматься этим по отдельности. В итоге, кроме гуманитарных проблем, возникших в связи с перемещением в Грузию большого числа беженцев из Чечни, появляется и чисто криминальный момент. Ведь ничего путного делать боевики не хотят и не умеют, а потому живут разбоем и работорговлей. И если раньше свой преступный промысел они вели главным образом в России, а в Грузии только отдыхали и зализывали раны, то теперь им приходится промышлять уже и в приютившей их республике. Тому свидетельство – очередное похищение гражданина Грузии и двух испанских бизнесменов. Когда грузинские власти справятся с проблемой, которую отчасти сами же и создали, можно будет вернуться к безвизовому пограничному режиму.
В целом же можно считать, что процесс дезинтеграции бывших советских республик прошел достаточно успешно, в том смысле, что он не породил неразрешимых противоречий и масштабных вооруженных конфликтов, которые могли бы надолго отодвинуть задачу реинтеграции или уничтожить тягу к ней вовсе. Ну так вот, тяга-то осталась. Тем более что если странам Балтии прием в Евросоюз обещан в обозримом будущем, то с другими бывшими союзными республиками на эту тему в Европе даже говорить не хотят. То есть выкарабкиваться надо самим. Причем вместе с Россией. Десять лет разобщенности не стерли память о практически бесплатно предоставлявшихся в свое время окраинным республикам СССР энергоносителях. Та же Грузия и сейчас еще получает их почти даром. Там же, в Минске, В.Путин как-то невесело пошутил: “Я даже не хочу называть цены, по которым поступают в Грузию наши энергоносители. Потому что Кучма мне тогда ни горилки не нальет, ни салом не даст закусить”.
Ну, это, конечно, преувеличение. На самом деле у украинского Президента повод угостить российского коллегу на прошедшем саммите был достаточно веским. Договорились отложить газовые долги Украины еще на десять лет. Правда, в обмен на отсрочку российские предприятия получат возможность участия в приватизации украинской собственности, в том числе и газовой инфра-
структуры, чего давно добивался “Газпром”.
Ну а главные результаты по итогам двусторонних встреч, прошедших в рамках минского саммита, получены на пути интеграции России и Белоруссии. Президенты обеих республик утвердили ранее подписанное премьер-министрами соглашение об объединении валют.
Что же касается общих многосторонних решений, то тут дело ограничилось всего лишь общими теоретическими разговорами участников саммита об их полезности. На практике же договорились лишь о создании единого антитеррористического центра да денонсировали несколько десятков ранее принятых решений, все равно не выполнявшихся.
Если процесс дезинтеграции, то есть фактического оформления независимости, стран СНГ близок к завершению, а интеграция по линии двусторонних отношений уже приобретает реальные очертания, то возрождение многостороннего сотрудничества пока едва только намечается. При этом выявляется неоднородность политико-экономических условий в различных странах СНГ и, соответственно, вырисовываются различные векторы многосторонней интеграции. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Армения тяготеют к России и стремятся в максимально возможной степени воспользоваться близостью с ней в своих экономических интересах. Отсюда возникновение Евразийского экономического союза и шаги по созданию единого экономического пространства. Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия больше озабочены политической независимостью от России и ради нее готовы жертвовать экономическими интересами.
Остается еще и Туркмения, которая вообще “гуляет сама по себе”.
В целом же ситуацию на саммите СНГ коротко, но емко охарактеризовал российский Президент, высказавшись в том смысле, что в Минске никто никого “не объегорил”. Каждый получил то, что хотел, и то, чего заслуживает.