В согласии с верой и законом

Последнее десятилетие уходящего века в истории Татарстана, несомненно, можно назвать помимо прочего и периодом возрождения ислама, хотя, по-моему, этот процесс скорее шел по форме, чем по содержанию.

Последнее десятилетие уходящего века в истории Татарстана, несомненно, можно назвать помимо прочего и периодом возрождения ислама, хотя, по-моему, этот процесс скорее шел по форме, чем по содержанию. И это неудивительно. Преобразования, имевшие целью демократизацию общества, затронули все российское пространство, принеся общественности, в первую очередь научной и творческой интеллигенции, плюрализм мнений, свободу слова.


В условиях ломки многих прежних представлений, форм и взаимоотношений различных институтов власти и общества Духовное управление мусульман Европейской части и Средней Азии, образованное в 1788 году Екатериной II для систематизации и контроля за деятельностью мусульманских общин, раскололось на несколько муфтиятов. В Татарстане такой самостоятельный муфтият был образован в 1992 году.


Законы диалектики таковы, что в процессе развития всегда возникают противоречия. Началась долгая внутренняя борьба между ДУМЕС и новообразованным ДУМ РТ. Причин этого противостояния было несколько – это и зыбкая политическая ситуация в России, и личностные амбиции отдельных духовных лидеров, и попытки возродить ислам в отдельно взятом регионе, игнорируя другие, и т.д. Именно в эти годы противостояния мне довелось работать руководителем сельской общины. Прихожане моего села, района, жители соседних районов в беседах со мной выражали искреннюю озабоченность раскольными процессами в мусульманской умме. Казалось, простые люди, особенно интеллигенция, больше переживали за нас – за духовенство, чем мы сами. К сожалению, духовные лица, которые должны быть олицетворением самого доброго и светлого в духовной жизни, объективно живут по тем же неписаным законам нашего времени – иногда у некоторых интересы материальные и финансовые превалируют над духовными, общечеловеческими. Но, как говорит герой одного из фильмов, если трудно жить – смотри в закон. Да, мусульмане живут по законам Корана и Сунны. В идеале все 24 часа в сутки верующий мусульманин должен жить по законам шариата, и это так в подлинно исламском государстве. Но не будем отрываться от реальности – мы живем в другом правовом пространстве, и, значит, для урегулирования отношений мусульман и властных структур мы должны придерживаться законов данного государства. А для этого нам нужно прийти к внутреннему миру и согласию.


В феврале 1998 года состоялся долгожданный всеми мусульманами и общественностью объединительный съезд мусульман Татарстана. Мне, как члену оргкомитета по проведению съезда, была поручена работа по составлению проекта устава, который я и огласил на съезде. В результате всестороннего обсуждения, исправлений и дополнений он был принят, и я рад, что многие мои мысли, идеи нашли воплощение в новом документе, который призван примирить мусульманское духовенство Татарстана и стать правовой базой для деятельности общин на долгие годы. Большую помощь мне в подготовке проекта устава оказал мой преподаватель по Казанскому университету – председатель Совета по делам религий при Кабинете Министров РТ Ринат Ахметгалиевич Набиев. Чувствовалось, что он не только как должностное лицо, а прежде всего как истый мусульманин болеет душой за нас, духовенство. А его обширные знания как профессора-историка помогли проработать и четко обозначить основные демократические принципы нового устава, такие, как, с одной стороны, выборность всех духовных лиц снизу доверху – от имама мечети до муфтия Духовного управления, а также наделение должностных лиц большими полномочиями и ответственностью за свою деятельность. С другой стороны, это делегирование коллегиальных полномочий выборным органам – начиная с приходского совета мечети, избираемого на приходском собрании, и заканчивая пленумом ДУМ РТ, избираемым на съезде, подотчетность всех органов управления снизу доверху и наоборот.


Посчастливилось мне и участвовать в составлении устава Исламского университета, опять-таки при активной помощи Р.Набиева. В основу его легла прежде всего идея объединения в стенах университета науки и религии, федеральной и региональной, научной и духовной структур. С этой целью учредителями университета стали ДУМ РТ, Совет муфтиев России и Институт истории АН РТ. Очень хочется надеяться, что в дальнейшем к работе университета подключатся и Академия наук Татарстана, и федеральные научно-академические структуры. Второй нашей идеей, заложенной в устав университета, стало то, что конечным продуктом учебного заведения должен быть специалист – всесторонне образованный, высоконравственный обладатель двух дипломов – духовного и светского, способный при желании работать имамом в мечети или же в любом государственном учреждении. Самое же главное: мы смогли закрепить за университетом название “Российский” – для всех российских мусульман университет должен стать символом объединения, просвещения, нравственности. Я надеюсь, что слова Всевышнего: “Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь” – станут девизом фактического объединения мусульман России под эгидой университета. Хочется видеть наших детей мусульман гармонично развитыми, всесторонне образованными, нравственно воспитанными.


Айрат-хазрят МУХАМЕТЗЯНОВ.
Имам казанской мечети “Гадел”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще