Трудно представить, что всего десять лет назад в Татарстане не было налоговой инспекции. А сегодня налоговый инспектор – фигура не менее нарицательная, чем “новый русский”. Но если о нравах и привычках последних мы хорошо знаем из устного фольклора, то будни налогового инспектора для большинства – тема закрытая.
Штрихи к портрету
Слово “инспекция” – существительное женского рода. Из 1200 сотрудников девяти казанских районных инспекций 1000 – женщины. По словам заместителя начальника Управления МНС РФ по РТ Леонида Якунина, мужчины бегут, не проработав и года, – тяжело. А чтобы дезертировала женщина, припомнить сложно.
Как известно, женщины отличаются большей выносливостью, внимательностью и отзывчивостью, чем мужчины. А это в работе налогового инспектора имеет большое значение. Объясняться с человеком, который считает, что его хотят лишить “кровных”, честно заработанных им средств, очень даже непросто. Без умения убеждать и уговаривать в налоговой инспекции делать нечего. Многие мужчины уходят именно потому, что не выдерживают эмоциональной нагрузки.
По признанию налоговых инспекторов, они занимаются своей трудной и неблагодарной работой отнюдь не потому, что им нравится снимать последние штаны со своих ближних. В силу служебных обязанностей они лучше всех знают несовершенство налогового законодательства. Но изменить-то ничего не могут. Однако налоговый инспектор всегда (совершенно бесплатно!) посоветует, как уменьшить налоговое бремя законным путем. Для этого налогоплательщик должен дать как можно больше информации о себе. Общее пожелание налоговых инспекторов бухгалтерам: если что-то вызывает сомнение, кажется, что где-то допущена ошибка, – не дожидайтесь проверок, приезжайте к своему куратору, посоветуйтесь… И у руководителей предприятия будет меньше головной боли, и налоговый инспектор будет избавлен от необходимости штрафовать.
Более того, опытный налоговый инспектор всегда отличит, где умышленная попытка скрыть свои доходы, а где ошибки допущены по незнанию. И, если есть возможность, поможет исправить оплошность с минимальными потерями.
Общее мнение сотрудников налоговой инспекции высказал Валерий Золотов, начальник отдела кадров Казанской межрайонной инспекции по работе с крупными и проблемными налогоплательщиками: “Сейчас сплошь и рядом считают, что налоговый инспектор если не враг, то кровопийца – это уж точно. А налоговый инспектор всего лишь выполняет обязанности, предписанные законом. Он человек казенный и делает ту работу, которую ему определило государство. Уйдет один – придет другой. Все равно кому-то придется взять на себя этот нелегкий труд. Кстати, не за такие уж большие деньги”.
Налоговый инспектор: как он есть и что он ест
Откроем карты: налоговый инспектор получает около 1500 рублей. Система надбавок и доплат достаточно сложная и связана как с занимаемой должностью, присвоением классных чинов, так и с выслугой лет. Табель о рангах налоговых инспекторов выглядит следующим образом. После полугода работы могут присвоить первый чин – государственного инспектора налоговой службы третьего или сразу второго ранга. После государственного инспектора первого ранга идут советники, дальше – государственные советники. Чин государственного советника налоговой службы второго ранга имеет руководитель Управления МНС РФ по РТ, а министр по налогам и сборам РФ Геннадий Букаев является главным государственным советником. За каждый чин положена надбавка – от 240 рублей у государственного инспектора третьего ранга до 480 рублей у советника первого ранга. Карьерный рост может ускориться, если сотрудник сумеет хорошо себя показать. За выслугу лет добавляют еще 10-30 процентов от оклада, а начальникам отделов и их заместителям доплачивают еще и за особые условия государственной службы. Что касается премий, то наиболее частый отзыв об этом виде материального поощрения звучит так: “Бывают, но нерегулярно”.
Зато служба в налоговой инспекции открывает широкие возможности для молодежи. Не секрет, что молодые специалисты, не имеющие за душой ничего, кроме экономического образования, особым спросом не пользуются. А в налоговой инспекции они могут не только получить стабильный заработок и опыт, но и быстро сделать карьеру. Продвижение способной молодежи в аппарат управления стало политикой руководства налоговой службы.
Стабильность работы в госслужбе привлекает многих. Встречаются даже такие примеры, когда в налоговые органы переходят работать из частных компаний. Уже знакомый нам Валерий Золотов пришел сюда с должности заместителя коммерческого директора “Инвестиционно-финансовой корпорации”.
В аппарате Республиканского управления Министерства по налогам и сборам не редкость 30-летние начальники отделов. Самым наглядным примером служит 35-летний руководитель УМНС по РТ Ринат Хайров.
Работа для честных
В налоговой инспекции налажена строгая система контроля за сотрудниками. Документы из архива выдаются под роспись. Доступ к копировальному аппарату получают только после оформления у начальника отдела делопроизводства заявки с указанием названия документа, количества копий и цели размножения документа. Кроме того, во всех налоговых инспекциях заведен порядок, при котором сотрудники имеют ограниченный доступ к финансовой документации налогоплательщиков, особенно юридических лиц.
Прежде чем начать работать в налоговых органах, кандидаты проходят сито разнообразных проверок. В стандартной анкете необходимо представить полные сведения о себе и своих близких. Служба собственной безопасности через МВД, КГБ и другие организации проверяет наличие связей с криминальным миром, возможные “слабые места” в виде родственников из группы повышенного риска – наркоманов, алкоголиков. Туда же могут быть причислены и родственники, занятые в частном бизнесе. “У нас 90 процентов информации строго конфиденциальной. Через “неблагонадежных” членов семьи легко воздействовать на нашего сотрудника, – комментирует Валерий Золотов. – Захочется помочь близкому человеку, и начнутся подлоги, мздоимство. Зачем же мы будем провоцировать человека на должностные преступления? Что поделать, не все могут работать в налоговой инспекции”.
Однако до тех пор, пока будет существовать закрытая информация, всегда найдутся люди, которые захотят получить ее нечестным путем. С этой точки зрения налоговый инспектор – профессия повышенного риска. Существует служебная инструкция, согласно которой инспектор обязан доложить вышестоящему начальству о каждой попытке шантажа, угроз или подкупа. По словам Валерия Золотова, в Казани такое хотя и нечасто, но случается. “Например, одной сотруднице стали названивать домой по вечерам с “добрым советом”: не заострять внимание на мелких недостатках в работе такой-то организации. Конечно, женщину эти звонки нервировали. “Доброжелателя” нашли, утихомирили. При этом его попытка, естественно, обернулась “медвежьей услугой” – организацию тщательно проверили”.
Частники и другие…
Налоги у нас разные, соответственно и инспекторы тоже бывают разные. Если инспектора интересуют доходы граждан, значит, он работает в отделе налогообложения физических лиц. Именно здесь принимают и проверяют декларации о доходах. В этом же отделе контролируют деятельность частных предпринимателей.
Весной основные силы уходят на оформление деклараций – в этом году только за последнюю неделю декларационной кампании 30 сотрудников отдела Ново-Савиновской налоговой инспекции приняли больше 1000 человек. После разъяснительной беседы обычно люди с налоговиками соглашаются и платят все, что положено. Упорство проявляют в редких случаях, и тогда приходится обращаться за помощью в налоговую полицию.
Основная масса работы связана с уплатой подоходного налога. Подоходный налог с физических лиц приносит в бюджет около 20 процентов от общего числа поступлений. Большая часть этих денег поступает в городские и местные бюджеты. То есть именно из этих денег выплачивают зарплату бюджетникам – учителям, воспитателям, врачам.
При этом плательщики подоходного налога делятся на две категории. Одни получают доходы от юридических лиц, работая постоянно или по договору на каком-либо предприятии, в организации, – их подоходный налог в течение года удерживает бухгалтерия. В Казани таких около 800 тысяч человек. Другие ведут самостоятельную деятельность – предприниматели, нотариусы, частные врачи, педагоги и т.д. Это примерно 50 тысяч человек, подлежащих проверкам налоговых инспекторов.
Еще в обязанности сотрудников отдела входит контроль за уплатой налогов на имущество, землю, дарение и наследование, госпошлины, проверка начисления подоходного налога с зарплаты физических лиц в организациях. А с нынешнего года к этому кругу обязанностей добавится контроль за совершением крупных покупок. Собранные данные должны заноситься в компьютер и поступать в единую информационную базу налоговой службы, но вот этих самых компьютеров на всех не хватает.
“К нам едет ревизор!”
Другая категория налоговых инспекторов отдает свои силы проверке деятельности различных предприятий и организаций. Это уже работа отдела налогообложения юридических лиц. Его сотрудники ведут документальные (выездные) и камеральные проверки финансовой отчетности, собирая ее каждый квартал и по итогам года. Случаются и вынужденные проверки – при закрытии предприятия или при смене формы собственности. Бывают сигналы извне, бывают “наводки” от налоговой полиции.
“Каждая проверка оригинальна по-своему, – рассказывает налоговый инспектор Ново-Савиновской инспекции Ольга Самарцева. – Иногда говорят: “У нас все равно денег нет, мы на картотеке, платить не будем”. Однако потом выясняется, что деньги есть. Бывает – приедешь, бухгалтер болен, директор в отпуске, и этот отпуск никогда не прекращается. К тому же и документы никак не находятся. Одних уговариваешь заплатить, других припугнешь – не принесете документы, приду с налоговой полицией. Так или иначе, но проблемы решаются – мало кто хочет идти на конфликт с налоговой службой”.
Инспекторы, проверяющие предприятия, до последнего времени тонули в море всевозможных документов, предоставляемых налоговым органам. Теперь бумажной возни должно поубавиться: предприятия, на которых работает больше 10 человек, должны предоставлять информацию в налоговую инспекцию только на магнитных носителях, проще говоря, дискетах.
“Я начала работать в 1982 году в Ленинском райфинотделе, – рассказывает начальник отдела налогообложения физических лиц Казанской межрайонной инспекции Татьяна Шелагина. – Тогда предпринимателей не было, а были кустарные промыслы. Под моим контролем находилось больше всего кустарей – 18 человек. На других участках – трое, пятеро. Основным видом деятельности был пошив юбок. Вот мы с работниками ОБХСС ходили по рынкам и выявляли бабушек, продающих эти юбки, – кто из них торгует без удостоверения. Сейчас один инспектор контролирует 400-500 предпринимателей…”
“Цветочки” и “ягодки”
Помимо выполнения своих непосредственных обязанностей, налоговому инспектору приходится бегать за нерадивыми налогоплательщиками. “Считается, что у налогового инспектора очень много прав, хотя на самом деле его полномочия ограниченны, – говорит Татьяна Кузнецова, начальник юридического отдела Казанской межрайонной инспекции. – Например, на бухгалтера или руководителя накладывается административная ответственность (проще говоря, человек должен заплатить штраф), если он не реагирует на вызов инспектора. Тем не менее мы не можем принудить его прийти в налоговую инспекцию. А срок привлечения к административной ответственности ограничен двумя месяцами. Приходится отвлекаться, бросать всю работу и заниматься одним плательщиком. Конечно, мы его почти всегда вылавливаем, но сколько на это сил уходит!..”
Точно такая же ситуация у тех, кто работает с физическими лицами. Инспекторы по десять раз ходят в одну и ту же квартиру, чтобы отдать уведомление об уплате налога.
За каждый случай административного нарушения нужно отвечать. И если инспектор не сумеет “прижать” нарушителя в отведенные сроки, то сам окажется под ударом. Если во время проверки прокуратура обнаружит какие-то упущения, то виновные схлопочут выговор, лишатся премии. Вот инспекторы и стаптывают обувь ради “галочки” в отчете, вместо того чтобы заниматься проверками.
Необязательность налогоплательщиков отравляет жизнь любому сотруднику – от рядового инспектора до начальника отдела республиканского управления. Граждане до последнего тянут с подачей налоговых деклараций, а потом мечут громы и молнии, часами просиживая в налоговой инспекции в ожидании приема. Предприятия точно так же задерживают уплату налогов (даже если денег на счету вполне достаточно), сдачу отчетности (даже если она в полном порядке). А сотрудники налоговой службы вынуждены тратить время на бесконечные напоминания, предупреждения и уговоры.
“Проходит срок, предприятие не предоставляет квартальную отчетность. И начинается: надо закрывать его расчетный счет, ехать в банк, оформлять документы. Только инспектор закроет счет, через два дня бухгалтер приносит отчетность, и все сначала – банк, документы на открытие счета. Такой вот непроизводительный труд”, – сетует Татьяна Кузнецова.
Прежде чем обвинить кого-то в нарушении налогового законодательства, инспектор обязан собрать массу доказательств. Фактически он действует как следователь. Естественно, от него требуется очень много знаний – как бухгалтерских, так и правовых. Поэтому инспектор обязательно имеет высшее экономическое или юридическое образование, а то и сразу оба. А раз в пять лет сотрудники налоговой инспекции проходят переподготовку, поскольку в дебрях современного российского законодательства путаются даже квалифицированные специалисты.
Инспектор – налогоплательщик – 1:1
Штрафы и взыскания части доходов в пользу государства – вот наиболее распространенные последствия вольного или невольного нарушения налогового законодательства. Гораздо реже приходится прибегать к уголовной ответственности. Для этого надо оставить “в тени” не менее 200 или 500 минимальных размеров оплаты труда. Тут уже виновный попадает под действие статей российского Уголовного кодекса. В Казани за год возбуждается около 30 подобных дел, однако до суда дело доходит редко. Главная трудность – доказать преднамеренный характер нарушения.
Но, как бы то ни было, нарушители свое получают. Налоги все равно доначислят, незаконные доходы взыщут в пользу государства, прибавят пени, наложат штрафы. Так что, один раз попавшись, в следующий раз хорошенько подумаешь, стоит ли играть “в прятки” с государством.
Если проверяемый недоволен результатом действий налогового инспектора, он имеет законное право обратиться к его начальству. При отсутствии понимания на местах можно поискать справедливости в вышестоящих органах. Ну а если уж и тут не получается решить проблему ко всеобщему удовлетворению, остается довериться суду.
Надо сказать, что подобные случаи не так уж редки. В Казани на 10 проверок приходится примерно 2-3 протеста. Причина столь частых разногласий кроется в расплывчатых нормах, противоречащих друг другу инструкциях, сводах закона. Тем не менее в большинстве случаев профессиональный подход налоговиков оправдывает себя, поскольку суд удовлетворяет не больше одного процента подобных исков.
Кстати, официально налогоплательщик имеет право потребовать компенсации, если он понес убытки в результате неправомерных действий налогового инспектора. В том числе и за моральный ущерб. Однако на практике таких случаев зафиксировано не было. Так что в противостоянии инспектора и налогоплательщика можно зафиксировать счет 1:1.
Ольга СЕНАТОРОВА.
Пресс-служба УМНС РФ по РТ.