Чем меньше партий, тем больше доверия к ним

В Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные разработке новой избирательной системы.

В Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные разработке новой избирательной системы. Вниманию депутатов был предложен 100-страничный доклад “О развитии и совершенствовании законодательства РФ о выборах и референдумах”, подготовленный Центризбиркомом.

Основные положения реформы избирательной системы по просьбе “МН” комментирует председатель ЦИКа Александр Вешняков:

– Требуется без долгих промедлений принять минимум три закона – о выборах в палату представителей Союзного государства, созданного в развитие договора между Россией и Белоруссией, об автоматизированной системе выборов и о политических партиях. Проект первого из этих трех законов уже рассмотрен Думой в первом чтении.

– Насколько я понимаю, есть намерение распространить основные положения этого документа и на российскую избирательную систему. В таком случае что же нас ждет?

– Прежде всего предлагается изменить порядок выдвижения кандидатов, предусматривающий сбор подписей. До сих пор их собирали полуподпольно, с подтасовками, фальсификациями… Отныне же, если наши предложения обретут силу закона, сбор подписей будет производиться открыто, в специально отведенных местах, в присутствии представителей избирательных комиссий, наблюдателей и средств массовой информации. Необходимо также, по нашему мнению, сократить количество этих подписей с 15 тысяч до полутора тысяч.

Кроме того, мы будем настаивать на новом порядке формирования избирательных комиссий. Ныне их состав определяют региональные власти. Они делают это подчас в соответствии с собственными пристрастиями, местной политической конъюнктурой. И члены избиркомов попадают в зависимость от областного, городского, районного начальства… Мы же намерены создать избиркомовскую вертикаль: каждая из низовых комиссий формируется или распускается вышестоящей.

Нам нужен закон о политических партиях. Проект его уже находится в Госдуме.

Предлагается существенно изменить порядок выборов по партийным спискам. Ныне, как вы знаете, на места в парламенте имеют право претендовать все общественные и политические объединения, зарегистрированные Минюстом. Таковых у нас около 180, и большинство из них никому не известны. Выбирать из 180 партий, объединений, движений – это все равно, что не иметь никакого реального выбора. Нынешняя российская многопартийность – мифическая, ни для кого это не секрет. Необходимо переходить к новому качеству многопартийной демократии, и как раз выборы способны тому помочь.

– Законодательная селекция партийных сообществ с выбраковкой разношерстной “мелочи”?

– По сути, да. Мы полагаем, что участвовать в выборах, то есть претендовать на власть, имеют право только партии. И лишь те из них, которые сформировали свои организации в большинстве субъектов Федерации. Причем региональные ячейки обязаны насчитывать 150 – 200 членов. А общая численность партийных рядов должна составлять не менее 10 тысяч. Мы также настаиваем на индивидуальном членстве. Никаких коллективных членов. Кроме того, необходимо установить законом определенные требования к внутреннему партийному устройству.

– Это как же? До сих пор свое внутреннее строение российские партии определяли сами, на то у каждой был устав. Теперь их выстроят, как на плацу? Один устав на всех?

– Ничего подобного. Приводить всех к общему идейному знаменателю никто не собирается. Речь о другом. О подлинно демократическом устройстве каждой партии, о ее открытости и прозрачности для общества. Скажем, все принципиальные решения должны приниматься не келейно, а съездом или другим руководящим органом. Тогда в партийные списки вряд ли проникнут сомнительные личности, прекратится торговля местами в этих списках, которая потому и процветает до сих пор, что вожди и функционеры все решают в своем узком кругу. Кандидатов от той или иной партии пусть поименно назовет съезд, собравший не менее 150 – 200 делегатов. Или конференция с той же численностью участников. При этом необходимо гласное обсуждение претендентов на места в партийных списках.

– Ну хорошо, а как с финансовой прозрачностью? Вы знаете способ, позволяющий открыть партийную кассу для постороннего взгляда?

– Любую партию могут материально поддерживать физические и юридические лица, это предусмотрено законом. Но если вы помогаете партии деньгами, то уж будьте добры зафиксировать свою помощь документально. Все денежные пожертвования должны быть отражены в соответствующих документах партии и в годовом финансовом отчете, представляемом в налоговые органы.

– А суммы будут ограничены?

– Практически нет. Ну, может быть, придется установить верхний потолок, достаточно высокий, для юридических лиц. А так – пожалуйста. Мы надеемся узаконить и еще одно важное нововведение – государственную поддержку партий. Вы спросите: каких?

– Есть такая партия! Одна уж точно есть – “Единство”.

– Ну, не будем пока уточнять. Я думаю, государство заинтересовано в поддержке тех партий, которые имеют реальную и широкую поддержку в обществе. И оно, государство, способно создавать этим партиям благоприятные законодательные условия. Оно также может оказывать им и бюджетную поддержку.

– Кто же из государственных лиц или органов будет определять, какая партия пользуется поддержкой в обществе, а какая – нет? Кто опять официально провозгласит единство некой партии с народом?

– Это сделает сам избиратель. Результаты голосования на выборах в Думу покажут, какие партии действительно являются выразителями массовых общественных настроений. И по результатам выборов государство сможет выделить этим партиям бюджетные субсидии, которые отчасти покроют расходы на прошедшую избирательную кампанию, а также помогут победителям в их дальнейшей деятельности. Чтобы не так, как сейчас, когда вы заявляете, что вас поддерживают десятки миллионов россиян, а на выборах набираете 0,5% голосов, получив при этом и бесплатный эфир на телевидении, и бюджетные средства. Это – злоупотребление доверием налогоплательщиков. Получается, граждане из своего кармана профинансировали партию, не представляющую никого, кроме самой себя.

Реформа избирательного законодательства, помимо прочих ожидаемых от нее результатов, поспособствует становлению реальной российской многопартийности. Партий станет меньше. Но доверия к ним у общества, я надеюсь, прибавится.

Валерий ВЫЖУТОВИЧ.
Обозреватель газеты “Московские новости”.

ИА “Московские новости” – для “РТ”

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще