Новый Кодекс законов о труде может принести россиянам много неприятных неожиданностей. Старый КЗоТ, введенный в действие в 1971 году, к российской действительности уже не подходит. Новый призван упорядочить отношения между работодателями и работниками, не ущемляя права ни первых, ни вторых.
На рассмотрении в Думе находятся четыре проекта трудового кодекса. Правительственный подготовлен бывшим заместителем министра труда Михаилом Дмитриевым. Еще один внесен депутатом прошлого созыва от фракции “Яблоко” Анатолием Головым. Третий вариант предложен тоже бывшим депутатом Тенгизом Авалиани. Наконец, четвертый – профсоюзами.
Двум кодексам приговор уже вынесен, поэтому всерьез обсуждать их депутаты не намерены. В проекте Авалиани работникам предоставляются очень большие права, явно не сочетающиеся с рыночной экономикой. Основные претензии к варианту Голова связаны с непомерным расширением сферы применения индивидуальных трудовых договоров. Кроме того, он очень громоздок, содержит такое количество правовых определений, что не только простой работник – начальник цеха с трудом разберется в юридических хитросплетениях.
По-настоящему серьезное сражение ожидается между разработчиками правительственного и профсоюзного проектов кодекса.
Любопытна история правительственного варианта. Злые языки утверждают, что два года назад Правительство Кириенко обратилось к МВФ с просьбой о новых кредитах. В качестве мер улучшения экономического положения страны предлагалось либерализовать трудовые отношения, сократив непомерные права работников и профессиональных союзов. Первоначально авторы проекта взяли за образец новозеландскую модель трудового кодекса. Это один из самых либеральных кодексов в мире, за что и был осужден Международной организацией труда. Правда, впоследствии наш правительственный проект кодекса претерпел существенные изменения.
Министр труда и социального развития Александр Починок неоднократно заявлял, что новый КЗоТ призван защищать права наемного работника. По мысли разработчиков правительственного варианта кодекса, государство лишь устанавливает рамки, в которых будут действовать работодатель и работник. Указывать, как им поступать в той или иной ситуации, государство не должно. Иными словами, будут установлены минимальные социальные гарантии (отпуска, больничные листы и т.д.), порядок рассмотрения трудовых споров, привлечение к ответственности за нарушения технологической дисциплины и т.п.
По мнению заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Андрея Исаева, правительственный кодекс существенно ущемляет ныне действующие права работников. Например, если сегодня работодатель просто обязан предоставить отпуск работнику, то по новому КЗоТу это будет осуществляться по договоренности сторон.
Предполагается, что отпуск по уходу за ребенком сократится с трех до полутора лет. Работодателям предоставляется возможность удлинять рабочий день до 12 часов, правда, с согласия наемного работника. Снимаются почти все ограничения на привлечение работников к сверхурочной работе.
Кроме того, существенно расширяется практика заключения индивидуальных срочных трудовых договоров. По нынешнему законодательству с большинством работников должны заключаться бессрочные трудовые договоры. Это означает, что они дополнительно защищены от увольнения. Если их увольняют по сокращению штатов, то выплачивают компенсацию, равную двум месячным окладам. Заключение индивидуального трудового договора резко меняет ситуацию. У работодателя появляется возможность не продлевать с работником договор, увольняя даже без выходного пособия.
По мнению Исаева, правительственный кодекс либерален лишь в одну сторону – работодателя-хозяина. А в отношении работника он фактически устанавливает крепостное право.
Проект, представленный профсоюзами, считается в достаточной степени компромиссным. Впервые там дается определение принудительного труда. Оговорено также, что задержка заработной платы должна наказываться обязательной выплатой пени работодателем. Расчет здесь достаточно простой. Задолженность по заработной плате есть насильственное заимствование денег у работника. В профсоюзном кодексе невыплата заработной платы дает основание прекратить работу. Если, например, зарплата не выплачивается десять дней, то работник, предупредив работодателя за три дня письменно, может не выйти на работу. В профсоюзном проекте закрепляются положения конвенций Международной организации труда, ратифицированные в нашей стране, но не нашедшие применения в действующем законодательстве. Например, запрещены все виды дискриминации, связанные с трудовыми отношениями, – по возрасту, религиозной принадлежности, политическим взглядам. Действующий кодекс ограничивает дискриминацию только в двух случаях – при приеме на работу и увольнении. Но трудовые отношения по сути своей гораздо шире, они подразумевают и материальное поощрение, и продвижение по служебной лестнице. Как раз здесь-то пол, возраст, политические пристрастия могут играть очень существенную роль.
Пожалуй, самое спорное положение проекта – необходимость консультаций с профсоюзами при увольнении работников.
Страсти вокруг нового трудового кодекса постепенно накаляются.
Генеральный директор ассоциации портов и судовладельцев Венедикт Сулаберидзе, например, убежден, что нельзя все, что связано с социальными льготами, перекладывать на плечи работодателей. А хозяина в мецената превращать нельзя.
– Да, я могу отпустить человека, скажем, в учебный отпуск, если это положено, но при этом платить деньги не обязан, – убежден Сулаберидзе. – Меценатом непременно должно выступать государство, социальные льготы – его головная боль.
Впрочем, учитывая темпы рассмотрения, например, Административного кодекса (на это ушло шесть лет), не стоит ожидать скорого решения судьбы нового КЗоТа. Предварительный подсчет голосов показал, что ни правительственный, ни профсоюзный проекты пока не набирают положенных 226 голосов.
Марина СОКОЛОВСКАЯ.
ИА “Московские новости” – для “РТ”