Татарстан не будет приводить свои законы в соответствие в одностороннем порядке

В Нижнем Новгороде прошло второе заседание согласительной комиссии.

Автор статьи: Ильшат РАКИПОВ

В Нижнем Новгороде прошло второе заседание согласительной комиссии.

С июня, после того, как по инициативе В.Путина началась государственная реформа, по данной проблеме состоялось уже около десяти встреч с представителями Президента РФ. Как отметил сопредседатель комиссии от Республики Татарстан, член Президиума Госсовета Марат Галеев, идет оживленный и полезный диалог, во время которого рассматриваются и концептуальные вопросы, связанные со статусом Татарстана. Прояснение позиций сторон важно еще и в том аспекте, что Договор 1994 года о взаимном делегировании полномочий между РФ и РТ со стороны федерального центра готовился и заключался одними политиками, а сегодня в процессе согласования участвуют другие. И они порой не имеют полного представления о событиях, предшествовавших подписанию Договора, и роли этого важного документа во взаимоотношениях центра и Республики Татарстан.

Всего представители Приволжского округа оспаривают более 40 законодательно-правовых актов Татарстана. Но количественный подход, по мнению М.Галеева, не вполне уместен. Если законы об административной ответственности политического значения не имеют и мы движемся с хорошей скоростью, то поиск совместных, согласованных решений по вопросам, которые непосредственно затрагивают суверенитет республики и соответственно суверенитет Российской Федерации, происходит гораздо сложнее. Но важно уже то, что диалог идет. Ведь и в 1992-1994 годах переговорный процесс шел очень тяжело. Тем не менее решения были найдены. И в нынешней ситуации, считает М.Галеев, окончательное решение в большей степени будет иметь политический характер, возможно, понадобятся договоренности двух президентов.

Второе заседание комиссии в основном было посвящено рассмотрению 14 законодательных актов Татарстана, которые можно рекомендовать Государственной Думе РФ для совершенствования федерального законодательства. В качестве примера назывались Земельный кодекс РТ, законы о занятости населения, о целевом налоге для ликвидации ветхого жилья. Как сообщил М.Галеев, федеральный центр дал на работу по обобщению предложений Татарстана несколько месяцев – до 9 марта 2001 года.

Итоги всех переговоров между представителями Российской Федерации и Республики Татарстан выглядят так. Во-первых, рабочая группа согласительной комиссии со стороны округа признала, что Татарстан не будет заниматься приведением своих законов в соответствие с федеральным законодательством в одностороннем порядке, как ранее декларировалось представителями центра. Во-вторых, согласование законодательства будет происходить с учетом действия двухстороннего Договора, то есть рамочный характер рассмотрения татарстанских законов в плане соответствия или несоответствия федеральному законодательству несколько расширяется, ибо по этому документу Татарстан имеет больше полномочий, чем другие субъекты.

Принято решение, что на данном этапе Конституция Татарстана рассматриваться комиссией не будет. Будем готовить предложения к рассмотрению отдельных статей Основного Закона, возможно, в декабре, сказал М.Галеев.

На заседании был рассмотрен закон о международных договорах, который татарстанская сторона не только оспаривает, но и предлагает учесть при совершенствовании федерального законодательства. Стороны к согласию не пришли. Мы считаем, что республиканский закон соответствует Договору и полномочиям республики и может существовать наряду с федеральным законом о координации деятельности субъектов Федерации во внешнеэкономической области. Этот документ отнесен к третьей группе законов, куда вошли акты, оспариваемые Республикой Татарстан.

Постановление Госсовета РТ о паспорте гражданина Российской Федерации также стало предметом дискуссии. Новый образец паспорта, введенный постановлением Правительства РФ, нас в свое время не устроил, так как мы полагали, что макет нового паспорта противоречит не только Договору, но и федеральному законодательству. Ведь в законе о гражданстве РФ прямо говорится, что люди, постоянно проживающие на территории республик, одновременно являются гражданами этих республик. То есть речь идет как бы о двойном гражданстве. И эту позицию представители Президента РФ не смогли оспорить.

– Дискуссия зашла даже чуть дальше, – подчеркнул М.Галеев. – По нашему мнению, и герб России не соответствует федеральной Конституции, духу государства. Имея православные элементы, он игнорирует другие конфессии. Поэтому наше предложение заключалось в том, чтобы на второй странице паспорта было зафиксировано не только гражданство республики, но и изображение герба республики, входящей в состав Федерации.

Комиссия приняла к сведению, что 12 законов Татарстана прошли различные этапы рассмотрения в Госсовете РТ, и парламент готов привести их в соответствие с федеральным законодательством.

Следующее заседание согласительной комиссии состоится в Казани в конце ноября. На нем, в частности, предполагается обсуждение земельного законодательства Татарстана. По мнению членов комиссии со стороны округа, оно может быть рекомендовано Государственной Думе РФ при совершенствовании федерального законодательства.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще