Валентина Липужина занимает особое место в татарстанской политике. Те, кто сталкивался с ее твердостью, принципиальностью в решении какихто вопросов, говорят, что у нее мужской характер. Накануне юбилея Валентины Николаевны мы договорились встретиться с ней и поговорить… нет, не о работе, а о простых, житейских вещах, которые заботят каждую женщину.
– Валентина Николаевна, мы привыкли видеть вас всегда в строгом костюме, а что вы носите вне парламента?
– Любимый стиль одежды – спортивный: брюки, джинсы, шорты. Вне работы я обычная женщина, как и все остальные. У меня никогда не было домработницы. Умею делать абсолютно всю работу по дому и очень люблю возиться в саду. Наверное, напоминают о себе крестьянские корни. Люблю выйти утром и смотреть – какой цветочек расцвел, что новое взошло, какая завязь появилась. Это доставляет огромную радость. Домочадцы в шутку зовут меня «рабовладельцем» – раз сама в саду работаю, то и всю семью заставляю (смеется). В этот раз на Новый год внучка подарила каждому из нас таблички, на которых написаны фразы, соответствующие характеру. На моей написано: «Чтобы все было прополото и полито, в саду я с утра и до радикулита». Родные говорят, что нельзя столько заниматься делами – и в саду, и дома, и на работе. А я не могу без дела. На своем участке выращиваю помидоры, огурцы, картошку, морковку, лук, свеклу, перец, стручковую фасоль. Многие овощи замораживаю на зиму, поэтому у меня все свое, натуральное. В последнее время стала замораживать еще и соки. Пропускаю через соковыжималку томаты и тут же, без всякой обработки и добавления соли, разливаю в полиэтиленовые бутылки и – в морозильную камеру. Необыкновенно вкусный сок получается.
– Как проводите выходные?
– В субботу-воскресенье у нас, как правило, собирается вся семья. Живем мы в пригороде в своем доме, и уже устоявшаяся зимняя традиция – встать, позавтракать и пойти на лыжах в лес. Эти прогулки ни с чем не сравнимы – свежий воздух, движение, и мы все вместе. Однажды с собой взяли «на круг», а это пять километров, младшую внучку Станиславу. Ей шесть лет. Она, конечно, очень устала, но до конца лыжни дошла. А так километр или два на лыжах спокойно проходит. Кроме этого, вот уже более тридцати лет по понедельникам играем в бадминтон, в том числе и моя дочь Ира, и старшая внучка Маша. Стаська тоже начинает держать ракетку. Сейчас уже и дочь, и старшая внучка имеют наглость меня обыгрывать (смеется).
– А почему именно бадминтон?
– В свое время в КАИ был круг энтузиастов, которые играли в бадминтон, нас с подругой
– Какие угощения готовите родным и близким?
– Недавно внучка была в отъезде и прислала эсэмэску: «Очень хочу твоих щей и бифштексов» (улыбается). В принципе, готовлю все. Но мои фирменные блюда – это, наверное, щи и холодец. Щи хороши тем, что на другой день они еще вкуснее становятся. Все-таки из-за того, что всю жизнь у меня был ненормированный рабочий день и в лучшем случае один выходной, я часто готовила щи, которые можно есть и завтра, и послезавтра. Но в какое бы время ни возвращалась с работы, всегда была озабочена, что нужно накормить семью. Не люблю готовые салаты или какие-то полуфабрикаты из магазинов. Всегда кухарничала сама и считаю, что дома должно быть полноценное питание.
– А муж?
– В лучшем случае картошку сварит, может быть, яичницу приготовит…
– Как все успевали?
– Где-то и недосыпала. Поэтому в воскресенье проснуться не по звонку будильника и осознать, что никуда не торопишься, – это блаженство.
Наблюдаю за молодым поколением, и складывается ощущение, что они просто устали жить или уже родились с этой усталостью. Не знаю, с чем это связано. Сейчас есть много различной бытовой техники, которая облегчает жизнь. Раньше этого ничего не было. Не было и такого изобилия продуктов. Сегодня зашел в магазин – и можно купить все что душе угодно. То есть, по идее, люди должны меньше уставать, чем раньше, но на деле – все наоборот.
– Как относились домочадцы к тому, что вы столько времени проводили на работе?
– Ребенок вырос в таких условиях и другого себе уже не представляет. За все время я была с дочерью на больничном один раз. Почему-то она заболевала именно в такие моменты, когда у меня были мероприятия, на которых нельзя не присутствовать, – конференции, совещания, где я должна была выступать. Поэтому больничный всегда брал муж. Если я приходила поздно, то она, конечно, была с папой. В первом классе сама ходила в школу, которая находилась не близко. У нее на шее висел ключ от квартиры, то есть сама открывала-закрывала входную дверь и сидела дома одна, пока мы не вернемся с работы. Сейчас трудно даже представить, чтобы первоклашка без сопровождения ходила в школу. В этом плане времена изменились не в лучшую сторону. Раньше было намного спокойнее.
- Досье «РТ»:
Валентина Николаевна Липужина родилась в с.Балахчино Алексеевского района. Окончила физикоматематический факультет Елабужского государственного педагогического института по специальности «Учитель математики и физики».
1966–1973 – секретарь по работе с учащейся молодежью Татарского обкома ВЛКСМ.
1973–1981 – заместитель заведующего отделом науки и учебных заведений Татарского обкома КПСС.
1981–1995 – первый секретарь Бауманского райкома КПСС Казани, председатель Бауманского районного совета народных депутатов, глава администрации Бауманского района.
1995–1998 – народный депутат Республики Татарстан, заместитель председателя комиссии по социальным вопросам, делам детей и молодежи.
1998–2009 – секретарь Госсовета РТ.
С марта 2009 года – председатель Комитета по государственному строительству и местному самоуправлению.
Замужем, имеет дочь и двух внучек.
– Из чего, на ваш взгляд, складывается жизненный успех человека – из силы характера, трудолюбия или удачи?
– Я бы сказала, что из всего вместе. У меня два брата, один старше меня на восемь лет, другой – на шесть. Они в детстве меня по-мужски воспитывали – не сюсюкались и как к хрустальной статуэтке не относились. Если мы играли, то все было на равных, без снисхождения. В семье не было разделения на мужскую и женскую работу. Братья умели и полы мыть, и готовить, и даже печь хлеб, потому что мама часто болела. Когда я подросла, тоже всему научилась – корову доила, косила, пилила. И еще очень любила колоть дрова (смеется). Так что с мужской работой прекрасно справлялась, и трудности никогда не пугали.
В школе была активисткой – сначала звеньевой, потом председателем совета отряда, совета дружины, комсоргом класса. В институте – секретарем комитета комсомола физико-математического факультета. Потом
Что касается удачи, то мне везло в жизни на руководителей, у которых училась и которые всегда поддерживали и помогали. До сих пор вспоминаю с огромной благодарностью своих старших наставников. В двадцать два года меня избрали секретарем горкома комсомола. Смотрю на сегодняшних двадцатидвухлетних выпускников, и оторопь берет. Ведь в этом возрасте я отвечала за работу с молодежью в целом городе! Удивляюсь, как меня могли тогда поставить на такую должность. Для меня это до сих пор загадка.
– Вы много лет на руководящих постах наравне с мужчинами. Как вам с ними работалось?
– Мне всегда было комфортно, никогда не чувствовала, что ко мне относятся снисходительно. Мужчины всегда поддерживали и верили в меня. Был очень трудный период, когда стала работать секретарем обкома комсомола по учащейся молодежи в Казани. Мы переехали из Елабуги, в это же время родилась дочь. А перед этим данную должность занимала Луиза Гарифовна Космылина – авторитетная личность, яркая женщина, которая умела работать. И вдруг на ее место приходит двадцатичетырехлетняя девчонка с провинциальным менталитетом. И, конечно, на ее фоне я первое время, безусловно, проигрывала. Стоило больших усилий выстроить отношения с Министерством просвещения, Управлением профтехобразования. Но в итоге все удалось, и сейчас с благодарностью вспоминаю это время и тех, с кем тогда работала. Ну а обо всех неудачах, проблемах, которые, безусловно, были, знает, пожалуй, только моя подушка…
– Почему решили поступать именно в педагогический институт?
– Сомнений в выборе профессии никогда не было. Точно знала, что хочу стать учителем. Мамина сестра Елизавета Васильевна – педагог с сорокалетним стажем – была для меня образцом для подражания. Наши семьи дружили, и к тете Лизе все ходили за советом, за решением каких-то вопросов, в том числе и я. Это была очень умная, авторитетная и обаятельная женщина. Наверное, поэтому я и решила стать учителем, вопрос был только в специальности – преподаватель либо математики, либо русского языка и литературы. И то, и другое нравилось. Но в итоге перевесила математика.
– Вы отмечаете дни рождения пионерии, комсомола?
– 19 мая – День пионерии – омрачен тем, что в этот день умер мой папа. А 29 октября – день рождения комсомола – мы отмечаем регулярно уже более сорока лет. Мы – это наше комсомольское братство, объединенное духом молодости и того времени, когда вместе работали, участвовали в строительстве КамАЗа, Нижнекамска, «Оргсинтеза»… У нас есть свой устав, который, конечно, нигде не зарегистрирован. Ведется летопись, которая, думаю, будет интересна и нынешнему поколению. Мы все объединены духом комсомола, и это уже невозможно ничем заменить или вытравить.
29 октября или накануне, в выходные дни, мы посещаем могилы друзей, которых уже нет рядом. Увы, время идет, и этих могил становится все больше…
– Если представить, что вам опять семнадцать лет, поменяли ли бы вы
– Наверное, нет. Снова пошла бы по прежнему пути. Это огромная жизненная школа. Часто сравниваю то, что было тогда, и сейчас. Честно говоря, очень жаль, что мы не взяли из системы того времени какие-то полезные вещи, а обрубили все на корню. Сейчас, когда люди приходят ко мне на прием со своими проблемами, понимаю, что в то время их вопрос уже давно бы решился. Раньше власть была ближе к населению, больше знала о реальном положении дел. Будучи первым секретарем райкома, я присутствовала на всех комсомольских, профсоюзных и партийных собраниях, на подписании коллективных договоров. Встречи с людьми были постоянными, хотя не всегда лицеприятными. Вспоминаю китайскую мудрость: «Пожелание другу: чтобы тебе никогда не жить в эпоху перемен». В девяностые годы, когда произошла смена политического строя страны, у меня, пожалуй, впервые появилась мысль: а может, было бы лучше, если бы работала просто учителем математики или физики? Учила бы детей вечным ценностям и знаниям, которые не подвержены влиянию времени. Мысль эта пришла в трудные минуты жизни, но в целом я не жалею ни об одном прожитом дне.
– Что посоветуете тем, кто начинает свою карьеру и мечтает стать политиком?
– Советовать сложно, каждый сам себе выбирает путь. Самое главное, пожалуй, – нужно поставить цель и стремиться к ней, не боясь неудач и промахов. Купец, два раза не разорившийся до последней рубахи, никогда хорошим купцом не станет. Что бы мы ни говорили о том, что нужно избегать ошибок, учиться на чужих и так далее – это все слова. На самом деле человек делает выводы только из собственных ошибок. Любое поражение закаляет, учит держать удар. И дочь, и внучек всегда воспитывала так – не сдаваться ни при каких обстоятельствах, идти до последнего, используя все шансы, чтобы достичь задуманного. И всегда говорю, что бесполезных знаний не бывает. Отрицательный результат – тоже результат. Если будут только успехи, это может привести к эйфории – мол, все легко и просто, а в жизни так не бывает. И уметь достойно держать удар, противостоять неудачам – это очень нужная наука, которая приобретается опытом.