Как уже сообщалось, в конце января территориальные избирательные комиссии в Татарстане приступили к сбору предложений по кандидатурам в состав участковых избирательных комиссий. Сформированные участки впервые будут работать на постоянной основе. Срок их полномочий составит пять лет.
О том, как продвигается данный процесс и что изменится в работе комиссий, нашему корреспонденту рассказал председатель Центральной избирательной комиссии Татарстана Экзам Губайдуллин.
– Экзам Саматович, по расчетам российского ЦИК участковые комиссии должны быть сформированы до конца апреля…
– Согласно принятому центр-избиркомом республики календарному плану формирование комиссий планируется завершить уже к 26 марта.
Институт участковых избирательных комиссий, работающих на постоянной основе, – новое в избирательной практике. В связи с этим субъектам Федерации предстояла немалая организационная работа. В Татарстане она ведется с минувшей осени.
В частности, Центризбирком Татарстана разработал и принял пакет организационно-методических документов в помощь территориальным комиссиям и участникам избирательного процесса. Члены ЦИК РТ провели встречу с представителями региональных отделений политических партий, практически ежедневно участвуют в выездных семинарах-совещаниях, проводимых совместно с территориальными комиссиями и организаторами выборного процесса в муниципальных районах.
Территориальным комиссиям оказывается правовая и организационно-методическая помощь, ведется информационно-разъяснительная работа по актуальным вопросам реализации Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О политических партиях“ и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
– Тем не менее времени остается немного. Что сделано и что предстоит сделать?
– В запасе у нас около двух месяцев. Процесс идет согласно установленным законом срокам. К 20 января органы местного самоуправления повсеместно завершили образование избирательных участков. Их всего 2762, в том числе в муниципальных районах – 2182, в двух городских округах (Набережные Челны и Казань) – 580. В столице республики – 412 участков.
По численности избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего участ-
-ка, в Татарстане образовано: 1588 участков (или 57,5 процента от их общего количества) – с численностью до тысячи избирателей, 565 (20,5 процента) – от тысячи до двух тысяч и 609 (22 процента) – более двух тысяч избирателей. Кроме того, в местах временного пребывания граждан (больницы, стационары и тому подобное) в период объявления выборов будут образованы 52 избирательных участка. Они будут работать на непостоянной основе.
24 января ЦИК Татарстана своим постановлением утвердил структуру резерва участковых комиссий в разрезе территориальных комиссий отдельно для каждой участковой избирательной комиссии (УИК). Наконец, с 28 января территориальные комиссии приступили к сбору предложений по кандидатурам в УИК. Предложения принимаются в течение месяца, затем начнется работа по формированию составов комиссий. Всего в республике сформируются 2762 участковые избирательные комиссии, в которых будет занято около 25 тысяч человек.
– Что нового в процедуре формирования комиссий?
– Как уже было сказано, УИК впервые формируются на постоянной основе. В организационном плане процесс не претерпел существенных изменений. Выдвинуть своего представителя в состав комиссии, как и прежде, могут политические партии, при этом за парламентскими партиями остается приоритет. Субъектами выдвижения кандидатур, как и прежде, остаются общественные объединения, представительные органы муниципального образования, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
Кроме того, впервые в избирательной практике кандидатуры, предложенные в состав участковой комиссии, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий. Резерв формируется избиркомами субъектов Российской Федерации. Центр-избирком Татарстана должен завершить данную работу до 14 июня.
Сам резерв пополняемый. Дополнительный сбор предложений в его состав Центризбирком республики планирует проводить по итогам ежегодной актуализации сведений по кандидатурам, зачисленным в резерв, и в обязательном порядке – в период между выборами и при назначении даты новых выборов.
– Экзам Саматович, в связи с предпринятыми шагами по либерализации партийного строительства в России актуальным становится участие партий в работе участковых комиссий. А партий в стране все больше…
– Разумеется, партии – основной субъект избирательного процесса. Действующая российская партийная система существенно отличается от модели начала 2000-х годов, построенной на принципе укрупнения избирательных объединений. Принятые поправки, упрощающие процедуру регистрации партий, привели к значительному увеличению их числа. В Минюсте России уже зарегистрировано свыше пятидесяти политических партий, из них около сорока зарегистрировали свои региональные отделения в Татарстане.
В этой связи мы приближаемся к ситуации 1990-х годов, когда на парламентских выборах избиратели получали бюллетень с более чем четырьмя десятками наименований партий и блоков. При этом, каким бы обширным и многообразным ни было партийное представительство России, для избирательных комиссий все они – абсолютно равные участ-
ники процесса. В республике новым партиям предстоит серьезная проба сил уже на ближайших выборах в Госсовет Татарстана осенью 2014 года. Сейчас мы ожидаем увидеть их представителей в составе участковых избирательных комиссий и в кадровом резерве.
Хочется подчеркнуть: в участковых комиссиях нужны подготовленные люди, в первую очередь, имеющие профессиональное образование как в области юриспруденции, так и в сфере информационных технологий, а также имеющие опыт проведения выборов. Учитывая, что УИК формируются на пять лет, не менее важным становится возрастной состав членов комиссий. Считаю, что процесс «омоложения» участковых избирательных комиссий должен идти более активно.
Граждане, которые желают работать в избирательных комиссиях, должны четко понимать, как организована деятельность комиссии. Есть члены УИК с правом решающего голоса – у них свои права, обязанности и полномочия; есть члены с правом совещательного голоса, а также наблюдатели. Это разные, самостоятельные, независимые друг от друга субъекты избирательного процесса. Профессионализм будущих составов участ-ковых комиссий – основной вопрос, который волнует сейчас Центризбирком. Нам предстоит кропотливая работа по кадровому обучению.
– Раз уж речь зашла о субъектах, имеющих право выдвигать кандидатуры в состав участков, напрашивается вопрос об ограничениях в процессе выдвижения. А ведь они наверняка имеются…
– Верно, требования к членам участковых комиссий не изменились. Ограничения касаются лиц, которые по объективным причинам не могут реализовать свои права. К примеру, иностранные граждане или российские граждане, имеющие гражданство иностранного государства. Кроме того, это граждане, не достигшие восемнадцати лет, а также лица, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными или ограниченно дееспособными.
Запрещается также работать в участковых комиссиях лицам, которые в силу своего должностного положения могут влиять на результат деятельности комиссии (например, депутаты, прокуроры, судьи), или тем, кто заинтересован в результатах голосования (близкие родственники кандидатов, их представители).
Запрещено работать в УИК лицам, имеющим неснятую и непогашенную судимость или подвергнутым в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах – в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда о назначении административного наказания.
– Какие документы должны представить те, кто желает работать в УИКах?
– Перечень необходимых документов размещен на сайте Центризбиркома Татарстана, их не так много. Там же имеются методические рекомендации и образцы документов в электронной форме. Кстати, территориальные комиссии республики, где можно получить дополнительную информацию, работают ежедневно.
Хотелось бы обратиться к субъектам выдвижения с призывом направлять в участковые комиссии подготовленных людей. Впереди их ждет весьма ответственная работа.
Качество выборов как ведущий приоритет
Что от формирования участков на постоянной основе ожидает Центризбирком России? На этот вопрос по телефону ответила член ЦИК России Майя ГРИШИНА (на снимке) – разработчик методических рекомендаций о порядке формирования территориальных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых комиссий:
– Напомнию, что ранее на постоянной основе работали только ЦИК России, избиркомы субъектов Федерации, муниципальные и территориальные комиссии. Теперь к ним добавится около ста тысяч участковых комиссий. Всего по стране в состав избирательных комиссий войдет около миллиона человек.
Партии и их региональные отделения, общественные объединения могут представить кандидатуры в кадровый резерв, из которого в случае необходимости будут назначаться члены участковых комиссий с правом решающего голоса. Перевод участковых комиссий на постоянную основу проводится в расчете на то, что члены избиркомов, срок полномочий которых составит пять лет, значительно повысят свой профессиональный уровень как организаторы выборов. В конечном счете это позволит повысить качество всего процесса, будет способствовать более эффективной реализации избирательных прав граждан.
Центризбирком России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации планируют на регулярной основе проводить работу по обучению членов участковых комиссий и кадрового резерва. Цель – чтобы все организаторы выборов без исключения могли в точном соответствии с законом провести голосование и подсчет голосов избирателей.
Работа по формированию состава участковых комиссий и кадрового резерва проводится открыто и гласно. ЦИК РФ оказывает методическую помощь избирательным комиссиям в регионах. На сегодняшний день избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами госвласти на местах, органами местного самоуправления, как правило, выполняются все требования, установленные федеральным законом.
Вместе с тем основной объем работ еще только впереди. В данном случае Центризбирком России сосредоточится в большей степени на контрольной функции.