Париж экстренно вмешался в гражданскую войну, которой охвачено африканское государство
Быстрое продвижение радикальных исламистов с севера на юг Мали заставило спецназ Франции вмешаться во внутренний конфликт в этой африканской стране. Однако угроза со стороны экстремистов, способных взорвать весь континент, остается очень серьезной.
Напомню: конфликт в Мали разразился прошлой весной, когда здесь восстала часть военных. Этим воспользовались радикальные группировки, связанные с «Аль-Каидой», а также туареги, которые совместно образовали независимое государство Азавад, занимающее большую, северную часть Мали с центром в Тимбукту. Оно стало прибежищем террористов и экстремистов из многих африканских и арабских стран. В него же влились и воинственные племена туарегов, воевавшие в свое время в Ливии на стороне Муамара Каддафи.
Недавно эти силы начали наступление на центр и юг страны, пытаясь захватить ее столицу Бамако. Правительственные войска оказались полностью деморализованы и сдавали один город за другим. Но главное – под угрозой оказался военный аэропорт в Севаре, который планировалось использовать в будущем как плацдарм для высадки международных сил миротворцев. В такой ситуации французам пришлось начать операцию в экстренном порядке, хотя вмешательство миротворцев планировалось на сентябрь. Операция получила название «Дикая кошка».
Спецназ Франции вступил в ожесточенные столкновения с повстанцами и уже понес потери. Однако мятежные группировки за несколько дней были отброшены, и угроза полного захвата страны пока миновала.
Надо заметить, что вторжение иностранных войск ранее было одобрено Советом Безопасности ООН, который, учитывая угрозу, исходящую от малийских экстремистов, дружно проголосовал в декабре прошлого года за резолюцию №2085, предполагающую возможность внешнего вмешательства. Не против использования миротворческих сил и нынешнее руководство страны.
Однако Франция и ее партнеры по НАТО рассчитывали, что в боевых действиях будут принимать участие в основном 15 государств – членов Экономического сообщества стран Западной Африки, которые также сталкиваются с угрозой религиозного экстремизма и не заинтересованы в расползании конфликта. Однако силы, которые предположительно составят более трех тысяч человек, еще только формируются, и первоначально всю «грязную работу» пришлось выполнять самим французам. Сейчас срочно создаются вооруженные отряды из Бенина, Буркина-Фасо, Нигера, Нигерии и Сенегала.
То, что Париж более других активен в Африке и считает ее зоной своих интересов, вполне объяснимо – большинство стран региона являлось его колониями, там до сих пор находится немало французских граждан. В том же Мали, получившем независимость в 1960 году, сегодня проживает более шести тысяч французов.
Многие наблюдатели сходятся в том, что наступление объединенных миротворческих сил на север страны будет нелегким. Войска, набранные из стран Африки, в условиях пустыни воевать не привыкли и вообще не отличаются высокой боеготовностью, тогда как радикальные религиозные группировки, проживающие на севере, а также племена кочевников-туарегов чувствуют себя в Сахаре как рыба в воде. В такой ситуации вполне вероятно, что сил одних французов будет недостаточно и им понадобится помощь других стран НАТО и прежде всего США.
Между тем после высадки в Мали спецназа Франции и уничтожения сотен боевиков представитель группировки «Движение за единство и джихад в Западной Африке» Абу Дардар пообещал «нанести удар в самое сердце Франции», перенеся войну на ее территорию. И эти угрозы, учитывая огромное число выходцев из региона, проживающих в Париже и других французских городах, заслуживают самого серьезного внимания. Власти Франции уже повысили уровень террористической опасности до предпоследней, красной отметки на соответствующей шкале.
Как бы то ни было, но международная миротворческая миссия на севере Мали не обещает быть легкой – многочисленные племена и группировки будут сопротивляться до последнего. Азавад сегодня – почти единственное для них место в регионе, из которого они не только осуществляют идейную и военную экспансию, но и могут там просто физически существовать.