Валентина Липужина: Управленец на селе – это прежде всего менеджер

О проблемах, тенденциях, законодательном обеспечении развития местного самоуправления в Татарстане мы беседуем с председателем Комитета Госсовета по государственному строительству и местному самоуправлению Валентиной Липужиной.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

information_items_71032

О проблемах, тенденциях, законодательном обеспечении развития местного самоуправления в Татарстане мы беседуем с председателем Комитета Госсовета по государственному строительству и местному самоуправлению Валентиной Липужиной.

– Валентина Николаевна, что главное можно выделить, имея в виду процессы, которые происходят сегодня на уровне местного самоуправления?

– В принципе, местное самоуправление в нашей республике может развиваться и совершенствоваться абсолютно свободно, для этого создана вся необходимая законодательная база. Конечно, она регулярно изменяется, так как вносятся те или иные поправки в федеральные законы, другие нормативные акты. В основном это связано с уточнением полномочий органов местного самоуправления либо с передачей им каких-то государственных функций.

Что касается сегодняшних процессов на уровне муниципальных образований в республике, то, прежде всего, отметим определенную тенденцию к укрупнению поселений. В частности, такие примеры есть в Арском, Агрызском, Высокогорском, Балтасинском, Тетюшском районах. Этот вопрос актуален и для некоторых других районов. Конечно, у поселения численностью до ста человек и проблем больше, ведь вряд ли тут можно говорить о какой-то его самодостаточности. Но к вопросу объединения поселений нужно подходить очень аккуратно, чтобы не ухудшить положение жителей. Муниципальные органы на уровне сел – это та власть, которая решает проблемы людей ежедневно, ежечасно, и у населения должна быть возможность обратиться к ней напрямую. Поэтому очень важно понимать, что укрупнение поселений только ради экономии средств – это не выход из положения. Каждый случай объединения требует внимательного анализа со всех сторон, и приоритетным тут является мнение населения. Федеральным законодательством рекомендована численность населения в муниципальном образовании три тысячи человек. В Татарстане же поселений, где проживает менее пятисот жителей, больше трети.

Положительный момент в развитии местного самоуправления – появление новых населенных пунктов. Муниципальные органы обращаются в Государственный Совет с инициативой об образовании нового поселка или села, а мы, изучив условия и мнение жителей, в свою очередь направляем необходимые документы в Москву, где уже на федеральном уровне после соответствующей экспертизы населенному пункту присваиваются статус и наименование. Некоторые сегодня нуждаются в переименовании, так как, случается, со временем в названии выпадает или заменяется буква и оно становится неблагозвучным на национальном языке того или иного народа. Чтобы подобного больше не происходило, депутаты разработали и утвердили специальное положение о порядке наименования и переименования населенных пунктов в Татарстане, которое довели до сведения всех муниципальных органов.

– Какие законопроекты в области местного самоуправления находятся сейчас в разработке?

– Депутаты работают сейчас над законом, который касается муниципальных служащих. Речь о том, чтобы, отработав определенное количество лет, они имели пусть и скромную, но доплату к трудовой пенсии. Необходимо, чтобы у самоуправленцев был стимул для работы, ведь иногда они идут работать на муниципальную должность с потерей в заработной плате. Кроме того, в проекте закона учтены некоторые нюансы, возникшие в связи с переходом районов на местное самоуправление.

Потребность в этом законе возникла в связи с вопросами, которые ставят сами муниципальные работники. В основном это происходит на ежегодных съездах республиканского Совета муниципальных образований. Очередной съезд состоится в конце декабря.

Вообще, подобные мероприятия – это пример того, как государственная власть слышит и поддерживает органы местного самоуправления. К примеру, два года назад на таком форуме была озвучена проблема: в век электронных технологий многие муниципалы работают по старинке, пользуясь исключительно бумажными носителями. После этого Президент Татарстана принял решение, и всем без исключения руководителям муниципальных образований были вручены ноутбуки.

Также самоуправленцы поднимали вопрос о недостатках в медицинском обслуживании в поселениях. Вы знаете, что в связи с укрупнением медучреждений во многих селах были закрыты фельдшерско-акушерские пункты, так называемые ФАПы. Так вот, сегодня разработан специальный модуль – компактная, современно оборудованная конструкция, которая собирается за считаные дни. Здесь предусмотрены смотровая и перевязочная комнаты, а также кабинет зубоврачебной помощи. Такая альтернатива ФАПам внедряется во многих районах республики. В целом же можно привести очень много примеров поддержки органов местного самоуправления государственной властью.

  • С этого года начали работать такие программы, как «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм», по которым можно получить гранты до пяти миллионов рублей. А ведь это хорошая возможность для увеличения местных бюджетов

– В свое время остро стоял вопрос с муниципальными кадрами, особенно на уровне поселений.

– Если сравнить ситуацию с той, что была десять лет назад, то можно сказать: большинство нынешних глав поселений – это люди, которые являются именно менеджерами, то есть умеют мыслить экономическими категориями, находить источники финансирования. На последних выборах в 2010 году сменились шестьдесят процентов глав поселений. Пришли новые кадры – молодые, современно мыслящие. Это люди, которые понимают: никто им хорошую жизнь на блюдечке с голубой каемочкой не преподнесет, надо учиться зарабатывать, находить источники доходов на территории своего поселения, организовывать здесь хозяйственную деятельность.

Вообще, мы много говорим об увеличении бюджетов муниципальных образований, в том числе и за счет развития предпринимательской деятельности. Но если взять село, то здесь в основном процветает только торговля – продуктовые или хозяйственные магазины. А где же сфера услуг – парикмахерские, ремонт обуви, пошив одежды и много другое? Все это также востребовано в любом населенном пункте. И развитие предпринимательства в данном направлении могло бы быть более активным, чтобы людям не ездить в районный центр по любому такому поводу.

Стоит отметить, что за последние годы в республике выработаны различные механизмы стимулирования и поддержки личных подсобных хозяйств. С этого года начали работать такие программы, как «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм», по которым можно получить гранты до пяти миллионов рублей. А ведь это хорошая возможность для увеличения местных бюджетов. И в поселениях этим пользуются. Но не везде. Муниципалам стоило бы обратить пристальное внимание на данные программы и активнее рассказывать о них на селе. Нужно шире информировать людей о подобной государственной помощи, убеждать, может, даже личным примером, что все это работает.

– Вы часто встречаетесь с руководителями муниципальных образований. Скажите, какие проблемы они поднимают прежде всего?

– Это чрезмерное количество проверок, запросов, представлений со стороны контролирующих органов, которое осложняет деятельность муниципалов. Не подвергаю сомнению необходимость надзора за ними, однако необходимо совершенствовать методы контроля. На уровне нашей республики сейчас этот вопрос решается, но у проблемы всероссийский масштаб, и ее нужно решать законодательно. В частности, путем принятия федерального закона, направленного на упорядочение государственного контроля за деятельностью муниципальных органов и должностных лиц.

– Прошедшим летом прошло выездное заседание вашего комитета в Чистополе, где изучалась работа территориального общественного самоуправления (ТОС). Чем вызван интерес к данной форме самоуправления?

– Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет для решения конкретных вопросов самоорганизацию жителей поселка, улицы, микрорайона в виде создания органов территориального общественного самоуправления. Эта форма достаточно долго существует в Альметьевске, Нижнекамске, других городах, и, надо сказать, весьма эффективна. В Чистополе территориальные общественные самоуправления созданы не так давно, но, судя по тому, что мы увидели на месте, они провели огромную работу.

К примеру, в Чистополе на одной из улиц не было водопровода, и жители много лет ходили за водой на колонку. Денег, как водится, на решение этой проблемы не имелось. Так вот, благодаря самоорганизации граждан вопрос был решен: люди сложились и оплатили стоимость водопроводных труб, а выкопать траншеи помог депутат Госсовета Виктор Смыков и его предприятие при участии администрации района. В другом территориальном общественном самоуправлении создали сквер. Жители сами принимали участие в посадке зеленых насаждений. А когда вкладываешь во что-то свой труд, хочется, чтобы он был не напрасен. Поэтому в засушливое лето люди сами приносили сюда ведрами воду и поливали деревья, чтобы они не высохли. В этом и преимущество личного участия в общем деле: когда прикладываешь к чему-то собственные руки – и дорожишь сделанным больше, и относишься к нему бережнее.

Кроме всего, такая форма самоуправления помогает решать проблемы организации досуга детей и пенсионеров, профилактики правонарушений и многое другое. Главное, что в итоге происходит приближение местной власти к жителям – не надо по многим проблемам пробиваться на прием к главе района, так как они решаются на уровне
местного самоуправления.

– Можно ли, на ваш взгляд, перенести опыт Альметьевска или Чистополя по организации территориального общественного самоуправления в Казань?

– Думаю, данная форма эффективна на уровне когда-то присоединенных к мегаполису поселков, таких как Дербышки, Мирный, Борисково, Левченко и так далее. Эти территории более автономны, там больше вопросов, которые объединяют население, люди здесь друг друга лучше знают, чаще встречаются, чего не скажешь о жителях многоэтажек – живем рядом десятилетиями, а порой соседей по лестничной площадке толком не знаем… Хотя в Казани в так называемых «спальных» районах есть действующие ТОСы, которые организованы на базе молодежных жилых комплексов.

Сейчас мы проходим этап, когда накапливается опыт работы муниципальных образований, появляются новые, адаптированные к реальной жизни формы организации местного самоуправления. И это хорошо. Потому что переносить опыт из стран, где люди самоуправляются на протяжении двухсот и более лет, на наши условия – это не совсем правильно. Надо жить своим умом. И здесь очень многое зависит от того, насколько инициативных, творческих, экономически подготовленных, честных управленцев мы выберем в муниципальные органы, как они сумеют в свою очередь разбудить активность населения, направить ее в нужное русло. Благополучие территории, на которой мы живем, складывается из многих факторов. Этот – один из главных.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще