Толерантность: «якорь спасения» человечества?

В ноябре мировая, в том числе российская общественность отметила Международный день толерантности. Какова природа толерантности?

information_items_70724

В ноябре мировая, в том числе российская общественность отметила Международный день толерантности. Какова природа толерантности? Что это: дар Всевышнего или культурный продукт долгой и мучительной эволюции человеческого рода? С чем связан нынешний скачок температуры интереса к этому явлению? Своими размышлениями об этом феномене делится наш постоянный автор – заведующий кафедрой Казанского государственного университета культуры и искусств, ректор Института культуры мира ЮНЕСКО Энгель Тагиров.

Истоки феномена толерантности

На Востоке существует поверье, что каждое слово имеет 88 граней. Понятие «толерантность» претендует на рекордность «граней» своего смыслового наполнения. Толерантность – это своеобразное тавро, родимое пятно нашей цивилизации. Человечество, продираясь сквозь буреломы истории, строя мосты коммуникаций между народами и континентами, преодолевая преграды на пути к формационной зрелости, обретало навыки общения, выдержки, терпения, компромиссности, солидарности, дипломатии в широком смысле слова. Беря начало в рефлексах самосохранения, эти уроки с течением времени обретали статус нормы, принципа, устойчивой традиции. И в этом качестве с течением времени толерантность становилась фактором развития общества.

Общечеловеческий прогресс обеспечивался тем, что в нишах истории накапливался потенциал толерантности, позволявший не только противостоять силам, тормозящим прогресс, но и созидать «инновационные» формы социального бытия. Толерантность, таким образом, выступала в роли постоянно воспроизводимого продукта исторического творчества – отдельных его участников, народов и цивилизаций. Наращивание культурного слоя толерантности становилось предметом постоянной заботы человечества. Чем круче взбиралось оно в высь времен, чем масштабнее были его задачи, тем настоятельнее становилась потребность в овладении и управлении феноменом толерантности.

Ныне толерантность становится почти заклинанием, магией, мантрой. Предпринимаются отчаянные попытки извлечь из этой «драгоценной руды» искомую ценность.

Эмблема времени разлома

ХХI век начался как век деструкции: его эмблемой стало состояние хаоса, неопределенности. Дело, очевидно, в том, что человечество находится в фазе активного переформатирования как своего базисного фундамента, так и надстроечного каркаса. Происходит переоценка системы ценностей и ревизии традиций, алгоритма инноваций и крушения стереотипов, преодоления иллюзий и становления образов ближайшего и отдаленного будущего. Мир пребывает в движении, но не вперед – к однозначной метацели и не назад – в прошлое. Он переживает цикл «броунова хаоса» социально-экономических и политических процессов, протекающий в режиме цейтнотной встряски.

На стыке эпох – уходящей индустриальной и наступающей постиндустриальной – происходит грандиозная трансформация общечеловеческого дома. Степень масштабности, сложности и рискованности этого транзита сравнима лишь с тектоническими сдвигами геологических пластов земной коры. Глобальные проблемы, накопившись в прошлом, достигшие критической точки кипения в настоящем, выплескиваются в формат кризисов, войн, революций. Кто они, субъекты-участники или соучастники подливания масла в «пламя пожара», бушующего в современном человеческом общежитии? Что это – расплата за грехи прошлых поколений или плата за перерождение человека в идейно-нравственном, духовно-экологическом измерении, за ухудшение человеческого материала? Естественный ли это процесс проявления закона «отрицания отрицания» или всемирная разборка народов, элит, претендентов на гегемонию за несостоявшиеся прожекты новой перекройки политической карты мира?

  • Главным дефицитом будущего будут не финансы, не природно-сырьевые ресурсы и не экологически чистые продукты питания, а развитая культура толерантности

Если в современном мире и существуют «сатанинские» замыслы, новотамплиерские заговорщические планы, то к сдвигам планетарного масштаба они не имеют никакого отношения. Эти сдвиги – результат взаимодействия многих начал, явлений и тенденций в процессе стихийного движения человеческого сообщества от формации к формации, на каком-то этапе инфицированного вирусом эгоматериализма, этноконфессинального превосходства или манией мирового доминирования. «Война всех против всех» была только на какое-то время скрыта, изъята из поля зрения, не исчезая из жизненного пространства человеческого сообщества никогда.

Философской, фундаментально-этической причиной изменения картины мира, очевидно, является истощение культурного слоя толерантности. За возникновением таких феноменов, как «Разъединенные (после недавних итогов президентских выборов 20 штатов в США заявили о намерении выйти из состава государства) Штаты Америки», дезинтеграция под напором сепаратизма семейства европейских государств, объединенных под зонтиком ЕС; дезафриканизация Черного континента; глубокая культурно-цивилизационная расколотость «краснеющего» арабского Востока; конкурентная схватка молодых азиатских «тигров» с желтым китайским драконом и за расширением внутригосударственных зон конфликтности, ростом числа горячих точек в мире, – за всем этим обозначаются признаки общецивилизационного кризиса.

«Шар любви, отягощенный враждою» – такую характеристику своему времени дал 2,5 тысячи лет назад Эмпедокл. Ныне над земным шаром витает угроза быть взорванным под напором раскаленных глобальных проблем.

Выход – в «реванше» толерантности

Что такое вызовы истории? Это возникновение проблем иного, более высокого класса сложности и масштабности, нежели существующие. Именно таковыми выступают множащиеся проблемы современности.

ректор Института культуры мира ЮНЕСКО Энгель Тагиров.Счет открывается демографическим императивом, суть которого состоит в скачкообразном ускорении темпов увеличения численности населения планеты. Так, если к началу XIX века население Земли достигло одного миллиарда, то в начале следующего столетия оно составляло 3 миллиарда, а в первом десятилетии XXI века уже «перевалило» за 7 миллиардов! По данным ООН, во второй половине текущего столетия эта цифра возрастет до 10 миллиардов, достигнув предельной нагрузки, за которой возможности планеты кончаются. Но дело отнюдь не в арифметике, а в ином качестве народонаселения мира. С одной стороны, оно, глобализируясь, обретает общую историческую судьбу, а с другой, остается расколотым по многим сегментам социокультурности – этнокультурному, конфессиональному, цивилизационному, расово-гендерному. Главным дефицитом будущего в этой связи будут не финансы, не природно-сырьевые ресурсы и даже не экологически чистые продукты питания, включая воду, а развитая культура толерантности.

Не менее острым вызовом современной истории является увеличение «состава игроков» международной политики. Если в середине ХХ века в ООН входило чуть более полусотни, в 1991 году – 166 стран, то сейчас их уже почти две сотни. Во второй половине XXI века прогнозируется увеличение числа государств до 400. Поражает воображение спектр полиэтничности мира. Сегодня в мире насчитывается примерно 1,5 тысячи наций, а во второй его половине предполагается их увеличение до 4 тысяч.

Усиливается процесс «расщепления» религий. На их стыке формируются новые конфессиональные группы, ветви, течения и общины, возникающие на почве несогласия с канонами материнских вероучений.

В безумном современном мире угрожающие масштабы и темп приобретают миграции. Число беженцев в мире составляет ныне более 60 миллионов. А в целом в орбиту всеобщего процесса передвижения, перемещения людских масс, перетекающих из одних регионов в другие, вовлечен почти миллиард человек… Происходящее сопоставимо лишь с великими историческими переселениями народов.

В современных обществах под влиянием фактора миграции люди ощущают себя живущими вне четко очерченных границ надежной и неповторимой национальной идентичности. Они порывают со своими «приходскими» связями и смешиваются с большинством, заключая межнациональные браки. Отсюда высокий уровень мультикультурности не только в масштабе общества в целом, но и внутри большого числа семей. Это означает, что толерантность начинается уже дома, где людям зачастую приходится восстанавливать межэтнический, межрелигиозный и межкультурный мир со своими супругами, их родственниками и детьми, да и с самими собой – со своей отчужденностью и внутренним разладом.

  • На стыке индустриальной и пост-индустриальной эпох происходит трансформация общечеловеческого дома. Степень масштабности и сложности перемен сравнима лишь со сдвигами геологических пластов земной коры

Стремительное нарастание многообразия современного мира выводит проблему взаимоотношений людей, народов и цивилизаций на новый уровень сложности, требуя нового масштаба культурного слоя толерантности человечества. На этом фоне умение находить язык и способ общения, соседствования и сотрудничества так же, как овладение наукой и искусством предупреждения, урегулирования или разрешения конфликтов, обретает смысл категорического императива.

Вот почему толерантность входит в мир гражданской повседневности, в тексты выступлений президентов, политических бонз, церковных иерархов, в целом, в активную повестку дня человечества. Ибо в ней наш «якорь спасения».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще