Доклад министра экономики Мидхата Шагиахметова

На ваше рассмотрение вносится прогноз социально-экономического развития республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, который рассмотрен на заседаниях комитетов Государственного Совета и парламентских слушаниях.

information_items_70202

На ваше рассмотрение вносится прогноз социально-экономического развития республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, который рассмотрен на заседаниях комитетов Государственного Совета и парламентских слушаниях. Также прогноз был обсужден на зональных совещаниях в Чистополе, Набережных Челнах и Зеленодольске с участием депутатов и представителей муниципалитетов.

Поэтому сегодня остановлюсь на его основных параметрах с учетом вопросов и предложений, высказанных депутатами и другими участниками в ходе его обсуждения.

Прогноз сформирован с учетом ситуации на глобальных товарных рынках, оценок международными экспертными и финансовыми организациями перспектив дальнейшего развития мировой экономики, а также текущих тенденций в экономике России и Татарстана.

Зависимость социально-экономического развития республики от процессов, происходящих в мировой экономике, обусловлена высокой степенью интегрированности Татарстана в глобальные рынки. Сегодня экспорт составляет около половины объема промышленного производства республики. Основные поставки татарстанских товаров приходятся на страны Евросоюза. С учетом сохраняющихся рисков рецессии в Европе особую важность приобретает расширение внутренних и внешних рынков сбыта для татарстанских товаров. В этом направлении необходимо использовать и возможности, открывающиеся в связи со вступлением России в ВТО. При этом наряду с новыми возможностями вступление в ВТО создает риски для отдельных секторов экономики республики.

Министерством экономического развития Российской Федерации определен перечень товаров, наиболее чувствительных в связи со снижением импортных пошлин. Учитывая, что в этом перечне присутствуют товары, производимые на территории республики, предприятиям, министерствам и ведомствам необходимо выработать комплекс мер по обеспечению их конкурентоспособности.

С учетом снижения уровня тарифной защиты в прогнозируемом периоде необходима реализация ряда мер по адаптации экономики республики к условиям ВТО. Наши автомобилестроители уже работают в этом направлении. Так, в соответ­ствии с федеральным законом с 1 сентября 2012 года введен утилизационный сбор, направленный на защиту внутреннего рынка транспортных средств, в том числе грузовых автомобилей.

При этом необходимо иметь в виду, что рекомендованный Министерством экономического развития прогноз цен на нефть достаточно консервативен. С учетом рисков снижения спроса на энергоносители вследствие замедления темпов роста мировой экономики в прогнозе заложена цена на нефть на уровне 97 долларов за баррель.

Основой для формирования прогнозных показателей по республике послужили данные ведущих предприятий и прогнозы развития муниципальных образований.

При сохранении макроэкономической стабильности, исходя из динамики развития базовых отраслей и системообразующих предприятий, с учетом реализации инвестиционных проектов и ввода новых производств в 2013 году рост экономики прогнозируется на уровне 105,5%.

В текущем году за 8 месяцев ВРП республики увеличился на 5,8%, или на 145 млрд. рублей. По итогам года ожидается рост на 5%.

В разрезе видов деятельности основная добавленная стоимость в соответствии с прогнозом будет формироваться в обрабатывающих секторах, добывающей промышленности, торговле, строительстве и транспорте. В 2013 году увеличится удельный вес обрабатывающих производств.

Основным условием обеспечения прогнозируемых темпов роста экономики является повышение производительности труда, от которой на современном этапе зависит решение стратегических социальных и экономических задач.

Сегодня производительность является ключевым фактором конкурентоспособности любой экономики. Это тем более важно, если учесть, что такое конкурент­ное преимущество, как низкие затраты на рабочую силу, для республики и страны в целом практически исчерпано.

Для сбалансированного развития экономики необходимо, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его оплаты. На протяжении последних лет наблюдалась обратная ситуация. За последние 6 лет при росте производительности труда на 35% реальная заработная плата увеличилась на 70%.

Этот дисбаланс приводит к перерасходу фонда зарплаты, повышению себестоимости и уменьшению прибыли и, как следствие, к отсутствию средств на обновление производства.

Сегодня по доле оплаты труда в ВРП мы уже практически сравнялись с развитыми странами при значительном отставании от них как по размеру средней зарплаты работников, так и по уровню производительности. В этой связи должна быть обеспечена более жесткая привязка уровня оплаты труда к уровню его производительности. Это может привести в определенной степени к замедлению темпов роста зарплаты, однако должно обеспечить более сбалансированное развитие. К сожалению, пока, по прогнозам ряда наших предприятий, мы наблюдаем противоположную картину.

В среднесрочном периоде мы прогнозируем рост производительности труда от 4% до 6,5%, что должно обеспечить достижение целевого параметра по росту производительности в 1,5 раза к 2018 году, о чем было заявлено в указе Президента России.

В ближайшее время в соответствии с Посланием Президента республики Государственному Совету каждым сектором экономики и каждым предприятием должны быть разработаны конкретные программы по повышению производительности труда. В настоящее время завершается разработка Программы повышения производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов республики. В рамках программы будут разработаны комплекс стратегических инициатив по повышению конкурентоспособности экономики республики и предложения для предприятий по привлечению финансирования Сбербанка России на техническое перевооружение и совершенствование производственных процессов.

Дальнейшее развитие промышленности должно обеспечить реализацию прогнозных параметров роста экономики.

Индекс промышленного производства за 9 месяцев текущего года составил 106,8%, уже произведено более чем на 1 трлн. рублей продукции.

В 2013 году рост объема производства прогнозируется на уровне 5,6%.

Необходимо сохранить тенденцию увеличения доли создаваемой в республике добавленной стоимости и диверсификации экономики.

Традиционно основной вклад в промышленное производство будет обеспечен нашими основными производителями. Вместе с тем необходимо отметить, что увеличивается доля республиканских институтов развития, таких как ОЭЗ «Алабуга», КИП «Мастер», технополис «Химград», ИТ-парк и других. По итогам 2012 года их резидентами будет произведено, по оценке, 47 млрд. рублей продукции. В 2013 году прогнозируется рост в 1,5 раза.

Республиканские институты развития также должны способствовать развитию малого и среднего предпринимательства. В текущем году доля малого и среднего бизнеса в экономике республики составляет около 25%.

Деловой климат и условия ведения бизнеса существенно различаются по муниципальным образованиям. Так, по числу зарегистрированных малых предприятий и индивидуальных предпринимателей на 1000 человек населения разница между муниципальными образованиями составляет 3,3 раза.

С целью стимулирования развития малого и среднего бизнеса необходимо реализовать ряд инициатив. Во-первых, это работа по улучшению предпринимательского климата в республике, в том числе и в рамках реализации стандарта АСИ и национальных предпринимательских инициатив. В рамках совместной деятельности с Агентством стратегических инициатив будет обобщаться и тиражироваться в республике лучшая российская практика по поддержке предпринимательства. Для решения данных задач необходимо создание механизма кадрового обеспечения предприятий малого и среднего бизнеса.

Еще одним направлением развития малого и среднего предпринимательства, особенно в социальной сфере, является реализация механизма государ­ственно-частного партнерства, который в настоящее время работает не в полном объеме.

Основой дальнейших преобразований в экономике являются инвестиции. В первом полугодии 2012 года объем инвестиций в основной капитал вырос на 8,2%, составив 143 млрд. рублей. Что касается структуры финансирования инвестиций, то основными источниками остаются прибыль, амортизация и бюджетные средства.

За 8 месяцев предприятиями республики получено 181,9 млрд. рублей прибыли. По итогам 2012 года ожидается, что объем прибыли составит 237 млрд. рублей.

При заданных сценарных условиях с учетом ожидаемого снижения мировых цен на нефть в 2013 году до 97 долларов за баррель, повышения экспортной таможенной пошлины на нефтепродукты, роста эксплуатационных затрат в 2013 году прогнозируется формирование прибыли в объеме 220 млрд. рублей.

Дополнительные риски, особенно в условиях нестабильности мировых финансовых рынков, создает высокая «закредитованность» предприятий в ряде отраслей. В этой связи необходимо ориентироваться на собственные источники финансирования, а также на привлечение средств потенциальных инвесторов, в том числе иностранных. За первое полугодие 2012 года в Татарстан поступило 222,4 млн.долларов прямых иностранных инвестиций, основная доля которых приходится на резидентов ОЭЗ «Алабуга».

Для сохранения и увеличения объемов инвестиций, направляемых в реальный сектор, необходимо пристальное внимание уделять формированию инвестиционного климата, в том числе в рамках реализации национальной предпринимательской инициативы; активизировать работу по созданию и поддержке инновационных, промышленных и технологических площадок во всех муниципалитетах. При этом необходима адресная работа с инвесторами. В 2013 году рост инвестиций в основной капитал согласно прогнозу составит 106,4%. Данный рост будет обеспечен капитальными вложениями предприятий обрабатывающих секторов, а также реализацией проектов в Камской зоне, в ИТ-секторе, в сфере дорожно-транспортного хозяйства.

Реализация инфраструктурных проектов будет способствовать развитию строительного сектора. За 9 месяцев в строительстве наблюдается рост на 9,3%. Введено более 1,6 млн. кв. метров жилья, из них около 20% – по программе социальной ипотеки. На 2013 год темпы роста в строительстве прогнозируются на уровне 104,7%. При этом в жилищной сфере предусмотрен ввод 2,3 млн. кв. м жилья.

Для выхода на запланированные показатели по вводу жилья акцент мы должны сделать на поддержке проектов комплексного освоения и развития территорий, которые предусматривают обеспечение новых застраиваемых микрорайонов инженерными сетями и объектами социальной и культурной инфраструктуры.

По оценке Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики, в целом за год ожидается снижение производства сельскохозяйственной продукции, что связано с низким урожаем зерновых и других культур из-за неблагоприятных погодных условий. Как результат, по итогам 2012 года мы потеряем в росте ВРП около 0,4 п.п.

На 2013 год при благоприятных климатических условиях, а также с учетом повышения эффективности работы АПК Минсельхозом республики валовая продукция сельского хозяйства прогнозируется в объеме более 180 млрд. рублей.

Наряду с реальными секторами на рост экономики значительное влияние оказывает и потребительский сектор. В текущем году наблюдается рост розничного товарооборота, связанный с повышением денежных доходов населения и развитием системы потребительского кредитования. Объем потребительских кредитов, по данным Национального банка республики, за 9 месяцев 2012 года вырос на 36%. В 2013 году прогнозируется увеличение объемов розничной торговли на 6,3% по сравнению с уровнем 2012 года.

Одним из основных показателей, характеризующих уровень жизни, являются денежные доходы. С начала года среднедушевые денежные доходы в республике увеличились в реальном выражении на 12,5%, что обусловлено прежде всего ростом заработной платы. Работа по ее повышению бюджетникам в рамках реализации майских указов Президента Российской Федерации, планируемый рост производства в реальном секторе и снижение инфляции позволяют в 2013 году прогнозировать рост реальных доходов и реальной заработной платы в пределах около 10%. При этом увеличение зарплаты должно быть напрямую увязано с повышением эффективности работы бюджетного сектора.

Вкратце остановлюсь на показателе инфляции, который зависит как от роста цен на товары, так и от роста тарифов на услуги.

Для сдерживания роста тарифов необходим переход к долгосрочным методам тарифообразования, что должно стимулировать вывод из эксплуатации неэффективных производств и привлечение инвестиций в эту сферу.

Индексация большинства тарифов для населения запланирована в июле 2013 года.

Рост потребительских цен с начала года составил 4,9%.

В связи с отменой перекрестного субсидирования, а также ростом цен на продукты, связанным с низким урожаем, в текущем году инфляция в республике оценивается в 6% РФ – 7%).

В 2013 году рост цен, по прогнозу, составит 5,5%.

Таковы основные параметры прогноза социально-экономического развития республики. Их достижение позволит обеспечить реализацию целей и задач, определенных в Программе социально-экономического развития республики до 2015 года и в Послании Президента Государственному Совету.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Еще
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x