Проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» внесен Президентом в Государственный Совет в установленные сроки. Структура и перечень материалов соответствуют положениям Бюджетного кодекса. Проект бюджета прошел рассмотрение на различных уровнях.
15 октября были проведены парламентские слушания с участием общественных организаций. 23-26 октября в Чистополе, Набережных Челнах и Зеленодольске состоялись зональные совещания. Были рассмотрены вопросы межбюджетных взаимоотношений. В процессе обсуждения установлено, что взаимоотношения бюджета республики с бюджетами муниципальных образований на 2013 год согласованы. Оговорены вопросы, поставленные Советом муниципальных образований, администрациями районов и городов. В результате ряд предложений в отношении индексации затрат по текущему ремонту, благоустройству, услугам связи и другим расходам были поддержаны и межбюджетные взаимоотношения были уточнены. Общий объем доходов местных бюджетов на 2013 год спрогнозирован с учетом финансовой помощи в сумме 38,2 млрд. рублей, расходов – 37,7 млрд. рублей. По сравнению с текущим годом объем финансовой помощи вырос на 1,7 млрд. рублей, или на 13%.
В соответствии с распоряжением Председателя Государственного Совета законопроект прошел рассмотрение во всех комитетах. Они дали заключения по соответствующим разделам бюджета, на основании которых наш комитет подготовил сводное заключение.
На законопроект имеются заключения Счетной палаты, правового управления Госсовета, Прокуратуры республики и Общественной палаты РТ.
Принципы бюджетной и налоговой политики сформулированы в соответствии с Посланием Президента Государственному Совету. При формировании бюджета использованы сценарные условия «умеренно оптимистического» варианта развития экономики республики, учитывающего консервативную оценку внешних факторов. Такой подход отвечает задаче минимизации бюджетных рисков.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета республики в 2013 году прогнозируются в размере 114,1 млрд. рублей, или 7,4% ВРП, в 2014 году – 118,7 млрд. рублей, или 6,7% ВРП, в 2015 году – 125,1 млрд. рублей, или 6,2% ВРП.
Расходы бюджета республики без федеральных средств в 2013 году могут составить 120 млрд. рублей, или 7,8% ВРП, в 2014 году – 122,8 млрд. рублей, или 7% ВРП, в 2015 году – 127,9 млрд. рублей, или 6,3% ВРП.
Социальная направленность бюджета сохранится, и в 2013–2015 годах около 70% его объема будут направлены на социально-культурную сферу. Удельный вес первоочередных и социально значимых расходов достигнет ⅔ их объема в целом.
Дефицит бюджета республики в 2013 году планируется в размере 2,6 млрд. рублей, или 0,2% ВРП, в 2014 году – 1,4 млрд. рублей, или 0,1% ВРП, в 2015 году – 1 млрд. рублей, или 0,06%.
Верхний предел внутреннего госдолга планируется на 1 января 2014 года в размере 88,5 млрд. рублей, на 1 января 2015 года – 89,8 млрд. рублей, на 1 января 2016 года – 77,7 млрд. рублей.
Параметры проекта бюджета рассчитаны на основе прогноза по инфляции на 2013 год в 5,5%, на 2014 год и 2015 год – 5%. В соответствии с прогнозом объем ВРП в 2013 году составит 1 трлн. 542 млрд.рублей, в 2014 году – 1 трлн. 752 млрд.рублей, в 2015 году – 2 трлн.рублей.
Анализ бюджета, проведенный Комитетом по бюджету, налогам и финансам, свидетельствует, что показатели бюджета направлены прежде всего на решение социальных задач, повышение качества жизни населения, поддержание экономической и бюджетной стабильности.
В структуре бюджета предлагается финансирование 25 республиканских социально значимых программ на общую сумму 5,8 млрд. рублей. Что особенно важно – эти программы носят долгосрочный характер и имеют конкретные, реально достижимые показатели. Можно отдельно напомнить о наиболее крупных по объему и актуальных программах, направленных на развитие образования. Это программа «Килэчэк» с объемом финансирования около 2 млрд. рублей и программа «Летний отдых детей и молодежи» – на сумму более 900 млн. рублей. Комитет считает принципиальным продолжение финансирования общественно значимых программ, среди которых «Дети Татарстана», «Патриотическое воспитание молодежи», «Профилактика наркотизации», «Развитие малого и среднего предпринимательства», «Профилактика правонарушений», «Улучшение условий охраны труда», «Профилактика терроризма и экстремизма».
В бюджете последовательно предусмотрено повышение заработной платы работникам бюджетной сферы ежегодно в течение трех лет с 1 октября на уровень инфляции. Предусматривается значительный объем бюджетных средств на поэтапную реализацию указа Президента Российской Федерации №597 от 7 мая 2012 года в части доведения средней заработной платы бюджетников до средней заработной платы в республике.
Полностью обеспечены финансовыми ресурсами с учетом индексации все льготы, пособия и выплаты социального характера, предусмотренные законодательством республики о социальной защите населения.
Будет продолжено применение методов бюджетирования, ориентированных на конкретный результат. Максимально расширяется применение нормативного финансирования государственных и муниципальных учреждений. В составе бюджета формируются ведомственные целевые программы на общую сумму 74,4 млрд. рублей. Обкатка программно-целевого метода распределения бюджетных средств направлена на формирование в дальнейшем программного бюджета, применение которого будет обязательно после внесения соответствующих поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Несмотря на высокий уровень расходов бюджета, предназначенных для текущего финансирования, в бюджете на 2013–2015 годы предусмотрено формирование бюджета развития. В первую очередь это средства Дорожного фонда в объеме более 10 млрд. рублей и программы капитальных вложений в сумме 7,5 млн. рублей. За счет второй программы будут продолжены крупномасштабные мероприятия, предусмотренные Посланием Президента республики Государственному Совету. Это капитальный ремонт общеобразовательных школ, строительство и переоборудование фельдшерско-акушерских пунктов, программы «Чистая вода» и «Сельские клубы».
Будет продолжено финансирование программы капитального ремонта многоквартирных домов, поддержки сельского хозяйства, строительства метрополитена в Казани.
В целом проект бюджета Татарстана на 2013–2015 годы ориентирован на обеспечение макроэкономической стабильности, нацеленности расходов бюджета на конечные результаты, поддержку инноваций в целях повышения качества «человеческого капитала» и координацию долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.