Трех нищих собери – один богатый не получится

О том, как решаются вопросы местного самоуправления, мы беседуем с председателем этого совета Минсагитом Шакировым.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

information_items_70197

В республике менее пяти процентов муниципальных образований, которые можно отнести к самодостаточным

На заре реформирования местного самоуправления муниципалы мечтали об органе, который бы отстаивал их интересы на уровне государственной власти. Чтобы это была солидная структура, которую уважают и с которой считаются. Вот уже несколько лет эту функцию выполняет Совет муниципальных образований Республики Татарстан. О том, как сейчас решаются вопросы местного самоуправления, мы беседуем с председателем этого совета Минсагитом Шакировым.

– Наш совет создан в 2006 году в соответствии с Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в стране для лоббирования интересов муниципальных образований, – говорит Минсагит Закирович. – В то время в состав совета входили 999 муниципалитетов, сейчас – 974. Некоторые сельские поселения объединились, а, к примеру, в Нурлатском районе было создано одно новое. К укрупнению муниципальных образований в республике подходят очень аккуратно. Как говорится, трех нищих собери – один богатый не получится. Поэтому здесь нет механического подхода, учитываются традиции поселений, национальные особенности, мнение людей.

– Какие вопросы удается решать благодаря работе совета?

– Начну с того, что в связи с многочисленными предложениями со стороны сельских поселений мы организовали юридический отдел. Сейчас он полностью укомплектован, состоит из семи человек. Мы определили их по зонам, и эти люди работают с муниципальными образованиями напрямую. Для сельских поселений очень проблематично было получить грамотную юридическую помощь, так как небольшие муниципальные образования не в состоянии оплачивать услуги профессионального юриста. Теперь при формировании каких-то документов они обращаются к нам. Когда судятся муниципалы, наши юристы участвуют в судебных процессах. И все это бесплатно.

Другим немаловажным моментом является то, что мы заключили соглашение с органами прокуратуры, и теперь на стадии подготовки муниципальных нормативных документов они изучают материалы и дают свое заключение. Это очень облегчает работу, ведь в свое время было много документов, отмененных по представлениям прокуратуры. Теперь работаем грамотнее. Мы также издаем ежеквартальный журнал «Местное самоуправление в Татарстане» на русском и татарском языках. Сейчас работаем над тем, чтобы была и телевизионная программа, хотя бы раз в месяц показывающая, чем живет местное самоуправление, какие проблемы существуют и как их можно решать.

На данный момент идет подготовка к седьмому съезду Совета муниципальных образований, который состоится в конце декабря. На нем будет присутствовать руководство республики, министры, депутаты всех уровней. Пожалуй, именно такие мероприятия, когда встречаются государственная и муниципальная власть, дают серьезные толчки в решении наболевших вопросов. К примеру, все мы знаем, что в республике действует программа «Чистая вода», ежегодно по ней выделялось около 100 млн. рублей, а в последние годы эта цифра возросла до 600-700 млн. рублей. Произошло это благодаря тому, что главы поселений на съезде напрямую обратились к Президенту Татарстана с просьбой об увеличении финансирования данной программы. Сейчас уже каждый район республики получает деньги, которые используются в основном для развития системы водоснабжения сельской местности.

– В свое время очень остро стоял вопрос передачи органам местного самоуправления полномочий ЗАГС, военкомата, нотариальных функций. Как с этим обстоят дела сейчас?

– Данная проблема решена, эти полномочия переданы на местный уровень вместе с соответствующим финансовым подкреплением. Остро стоял и вопрос содержания скотомогильников. Непонятно было, кому они принадлежат, откуда финансируются. Федеральный законодатель передал решение этого вопроса на уровень субъектов, мы в свою очередь приняли республиканский закон. Теперь содержание скотомогильников передано муниципалитетам вместе с деньгами. На этот год в бюджете республики предусмотрено около пятидесяти миллионов рублей. Это, конечно, небольшие деньги, но раньше и этого не было. То же самое по гидротехническим сооружениям. На ремонт плотины необходимо около пяти миллионов рублей, а бюджет сельского поселения начинается от двух миллионов, и все рубли постатейно расписаны. Откуда муниципалитету взять такие деньги? Теперь в республике действует программа по ремонту гидротехнических сооружений. На этот год по ней выделено 88 миллионов рублей. Также есть федеральные средства и другие программы, в итоге средства на содержание гидротехнических сооружений составляют 150-160 миллионов рублей.

– Не так давно состоялось первое заседание межведомственной комиссии по вопросам взаимодействия органов исполнительной власти республики, территориальных федеральных органов, осуществляющих государственный контроль, и органов местного самоуправления. Вы принимали непосредственное участие в этом заседании. Что можно о нем сказать?

– Как ни банально звучит, но одна из главных проблем местного самоуправления – нехватка денег. Не все полномочия, которые по закону выполняют сельские поселения, имеют финансовое подкрепление. Контролирующие же органы наказывают муниципалитеты за то, что те, по идее, сделать не в состоянии, так как в бюджете на это деньги не предусмотрены. Только за последние девять месяцев на органы местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований наложено более восьми миллионов рублей штрафов. Причем около шести миллионов выписали пожарные.

Мы долго вынашивали идею создания площадки, где все заинтересованные стороны могли бы обсуждать наболевшие проблемы и находить пути их решения. Первое заседание межведомственной комиссии уже дало определенные результаты. Со стороны контролирующих органов поступили дельные предложения. Мы договорились таким образом, чтобы осмотры объектов проводились с участием не одного пожарного инспектора, а с представителем администрации, который отвечает за данное направление. То есть если это школа, то должен присутствовать представитель роно, если дом культуры – то представитель отдела культуры. Чтобы контролирующие органы не только указали на недостатки, но и выяснили – а имеется ли реальная возможность устранения данных нарушений? И после осмотра должен быть составлен план мероприятий – что делать, как и в какие сроки.

– Раз уж мы коснулись финансового вопроса, то скажите, сколько сейчас в республике самодостаточных муниципальных образований?

– Менее пяти процентов. Но это, на мой взгляд, не вина муниципалов. По России аналогичный показатель и того меньше – три процента. Мы все живем в соответствии с федеральным Налоговым кодексом, согласно которому налогов местному самоуправлению оставлено очень мало. До 2004 года на уровне районов и городов оставались налог на прибыль, на добычу полезных ископаемых, почти сто процентов подоходного налога. Сейчас ситуация иная, и мы ведем разговор о возврате тех налогов, которые раньше оставались на местах. Ведь это абсурд, когда нефтяные районы, которые должны бы быть самодостаточными, оказываются дотационными! Нигде в мире такого нет. Я почти четверть века проработал в районе, где добывалось около 1,5 миллиона тонн нефти в год. Сейчас район отчисляет на все бюджетные и внебюджетные уровни примерно 15 миллиардов рублей, а свой бюджет составляет 400 миллионов, и это с учетом дотаций и субвенций, а свои налоги – чуть более 20 процентов от этой суммы!

Истинные цели местного самоуправления в том, чтобы житель мог принять участие в управлении своей территориейВ свою очередь федеральное законодательство не позволяет передавать субъектам на уровень муниципальных образований налоги дифференцированно. То есть если регион решил дать пять процентов какого-то налога, то всем муниципалитетам одинаково. Но местные самоуправления разные – кто-то   живет неплохо, а кто-то   еле сводит концы с концами. И всем одинаково выделять налоги – не совсем правильно. Необходимо, чтобы был дифференцированный подход к каждому муниципалитету и субъекты пользовались таким правом. Мы неоднократно поднимали этот вопрос, выступали с законодательной инициативой, но воз и ныне там. Какие-то надежды вселяет указ Президента России от седьмого мая сего года, где есть прямое указание Правительству – до первого декабря разработать документ о передаче дополнительных налогов муниципальным образованиям. Там мизерные суммы, но хоть какая-то подвижка в этом направлении будет.

Сейчас в Татарстане мы пытаемся ввести так называемое самообложение – сбор местных платежей. В ряде регионов России это практикуется. К примеру, в деревне пятьсот человек собрали по сто рублей, и у муниципалитета появилось пятьдесят тысяч. К ним из республиканского бюджета добавляется в четыре раза больше, и на эти деньги решается какой-то местный вопрос. Получается, что все жители принимают участие, к примеру, в благоустройстве, и они уже более бережно будут относиться к тому, что сделано, ведь на это выделены деньги, в том числе и из собственного кошелька. Закон просто решением совета сельского поселения не разрешает вводить налоги. Нужно провести референдум, опрос населения. Сейчас мы работаем с муниципалитетами, чтобы в правовом плане все было безупречно.

 – Насколько сельчане готовы к дополнительным платежам?

 – Думаю, большинство захочет сдавать деньги. Мы с начала этого года собираем информацию по данному вопросу, и картина достаточно благоприятная. Тем более что некоторые поселения уже перешли на самообложение.

– Насколько активно главы сельских поселений участвуют в формировании своих бюджетов?

 – По мере подготовленности. Вы знаете, никто специально не учился на муниципальные должности. Нынешние главы – это вчерашние врачи, зоотехники, инженеры. Поэтому регулярно проводятся курсы по повышению квалификации в Казанском университете. Глава сельского поселения – это не председатель сельсовета, как тридцать лет назад. Тогда все дела в деревне решались на уровне председателя колхоза, а сегодня картина кардинально изменилась.

Конечно, в решении социальных вопросов на селе участвуют и инвесторы, и хозяйствующие субъекты, но они не возглавляют этот процесс. А возглавляют его руководители сельских поселений. Безусловно, с существующей налоговой базой сложно решать муниципальные проблемы, но главное – на уровне республики есть понимание и поддержка. Только за последние два года органам местного самоуправления было передано 518 легковых автомобилей. По материально-техническому обеспечению мы одни из лучших в России.

Я считаю так: местная инициатива, поддержанная органами государственной власти, и есть гарантия успеха реформирования самоуправления. И самая большая проблема, на мой взгляд, – это менталитет населения. Ведь истинные цели местного самоуправления в том, чтобы житель мог принять участие в управлении своей территорией. А без повышения активности наших людей, их ответственности за свой дом, улицу, населенный пункт мы ничего не добьемся. При любом финансировании.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще