Скандал с пытками в одной из тюрем Грузии предопределил дальнейший и совершенно иной политический путь развития страны
На парламентских выборах в Грузии оппозиционный избирательный блок «Грузинская мечта» набрал большинство голосов, победив правящую партию «Единое национальное движение», поддерживающую президента Михаила Саакашвили. Это вполне может означать иное политическое будущее этого государства, чем то, что еще недавно предсказывали многие наблюдатели.
В понедельник Грузия избирала свой парламент, в который входят 150 человек. «Грузинская мечта», по предварительным данным, набрала около 55 процентов голосов, «Единое национальное движение» – примерно на 15 процентов меньше. Эти выборы действительно были судьбоносными для страны. Дело в том, что в следующем году у Саакашвили истекает второй срок президентских полномочий, и баллотироваться на высший государственный пост он не имеет права согласно Конституции. Учитывая это, грузинский президент, имея большинство своих сторонников в парламенте, решил изменить политическое устройство страны, превратив ее из президентской республики в парламентскую. Согласно новому раскладу с будущего года основные рычаги управления государством передаются от президента, у которого остаются чисто представительские функции, избранному парламентом премьер-министру. Совершенно очевидно, что пост главы правительства при таком раскладе Саакашвили предполагал занять сам. В сущности, ради этой рокировки и затевалась вся конституционная реформа. Теперь же эта комбинация находится под угрозой – соотношение сил в парламенте изменилось, и Саакашвили может не добиться вожделенного поста.
Между тем всего лишь месяц назад никто не мог рассчитывать на такой исход парламентских выборов. Правящая партия выглядела уверенно и пользовалась поддержкой большинства населения, а оппозиция была относительно слаба и разрозненна. Все кардинально изменилось после показа по телевидению кадров, на которых охранники одной из грузинских тюрем избивали и издевались над заключенными. Эти кадры предоставил общественности охранник исправительного учреждения, эмигрировавший в Бельгию. Показанное по телевидению стало настоящим шоком для граждан Грузии, которым в последние годы постоянно твердили, что нынешние власти делают все, чтобы грузинское общество жило согласно демократическим европейским принципам, основанным на гуманистических идеалах и справедливости.
И хотя власти в результате скандала уволили министра по исполнению наказаний, а также министра внутренних дел, арестовали начальника тюрьмы и надзирателей, замешанных в преступлениях, в стране начались многочисленные митинги протеста против правящего режима.
- В результате показанных по телевидению кадров насилия надзирателей над заключенными в тюрьме настроения граждан Грузии, в том числе и их политические пристрастия, кардинально изменились
Еще одним шоком для Грузии стало убийство в одном из сел Гурджанского района десятимесячной девочки. Родители уложили младенца спать на первом этаже дома, а сами находились на втором. Девочку обнаружили утопленной в многолитровом сосуде с вином – квеврои, который обычно закапывают в землю. Причем крышка на нем была закрыта. До этого местные представители правящей партии «Единое национальное движение» угрожали матери ребенка, являющейся активисткой оппозиционного блока «Грузинская мечта». Семья эта была армянской, а армянская и азербайджанская общины Грузии традиционно поддерживали Саакашвили и его сторонников, опасаясь национального экстремизма в случае прихода к власти оппозиции. И хотя следствие еще не закончено, эта трагедия тоже внесла свою лепту в отношение грузин к режиму.
Все это существенным образом повлияло на настроения жителей Грузии и в конечном итоге на их выбор при голосовании в парламент.
Таким образом, в стране сегодня сложилась новая политическая реальность, при которой президент за год до конца своего срока лишился послушного парламента, и его избрание на пост премьера оказалось под большим вопросом.
- Саакашвили за год до конца своего срока лишился послушного парламента, и его избрание на пост премьера оказалось под большим вопросом
Однако если пытаться мыслить прагматично, то необходимо признать: даже в случае ухода с властного Олимпа Михаила Саакашвили, которого Москва считает после развязанной им войны в Южной Осетии совершенно неприемлемой фигурой для любых контактов, политика Тбилиси, если и изменится, то довольно незначительно. В грузинском обществе сегодня существует устойчивый запрос на евроориентацию, вхождение в НАТО и непременный возврат Южной Осетии и Абхазии, которые каждый грузин считает своими исконными территориями. Все это категорически неприемлемо для России, поэтому отношения между Москвой и Тбилиси в лучшем случае могут лишиться присутствующего сегодня антагонистического надрыва, но в обозримой перспективе все равно вряд ли станут по-настоящему дружественными и добрососедскими. Даже при искреннем желании со стороны обоих правительств.