Опубликовано: 16.08.2012 1:54
Решение республиканского парламента позволит создать надежный заслон религиозному экстремизму
Решения Госсовета республики, собравшегося на внеочередную сессию третьего августа, чтобы обсудить меры профилактики и противодействия религиозному экстремизму, стали консолидированным ответом власти Татарстана на трагические события 19 июля, произошедшие в Казани.
Совершенные в тот день преступления против руководителей Духовного управления мусульман РТ для подавляющего большинства жителей нашей республики стали шоком. Многие до сих пор спрашивают: как такое могло произойти в республике, где совместными усилиями властей и общества поддерживалась атмосфера толерантности, согласия, диалога в решении конфессиональных и национальных проблем, отвергалось насилие как способ их решения?
Этим вопросом задавались и выступавшие на сессии республиканского парламента представители исполнительной власти, силовых структур, депутаты, священнослужители. Несмотря на то что следствие по преступлениям 19 июля еще не завершено и судом не определены их исполнители, организаторы, мотивы, общественный резонанс от этих событий дает основания квалифицировать случившееся как попытку разрушить конфессиональный мир в татарстанском обществе.
Общее мнение всех присутствовавших на внеочередной сессии Госсовета, а это были не только представители политического руководства республики, депутаты и члены Правительства, но также главы муниципальных образований, лидеры мухтасибатов Татарстана, выразил Президент Рустам Минниханов. Охарактеризовав трагические события 19 июля как беспрецедентные в новейшей истории республики, он твердо заверил всех, что будут предприняты необходимые усилия по противодействию экстремистской заразе и подавлению очагов терроризма в республике.
В том, что так и будет, у меня сомнений нет. Подспорьем служит тот факт, что в Татарстане отсутствует широкая социальная база для распространения и закрепления на нашей земле какой-либо экстремистской идеологии. Да и терроризм не имеет каких-либо шансов на поддержку. Тем не менее в последнее время прозвучал ряд заявлений о том, что общественно-политическая ситуация в Татарстане развивается по северокавказскому варианту, происходит т. н. «кавказизация» или «дагестанизация» республики.
Наверное, и такая точка зрения имеет право на существование. Особенно если учесть, что преступления совершены против представителей духовенства. И все-таки любой объективный наблюдатель скажет, что существует слишком явная разница в политической, этнорелигиозной, экономической и социальной жизни Татарстана и республик Северного Кавказа.
Еще с советских времен в северокавказских республиках ощущался избыток рабочей силы, по-другому говоря, была безработица, особенно среди молодежи. А вот развитой промышленности, в отличие от нашей республики, не было. Именно безработица среди мужского населения еще в начале 1990-х годов и стала социальной базой для распространения там экстремистской идеологии и терроризма в виде незаконных вооруженных формирований. И такое положение дел там сохраняется до сих пор. Насколько мне известно, сегодня единственным экономическим проектом на Северном Кавказе является строительство пяти горнолыжных курортов с целью развития там туризма, но ведь это не решит полностью проблемы занятости!
В Татарстане к сегодняшнему дню удалось не только сохранить экономический потенциал советского периода, но и запустить немало новых проектов в нефтехимии, строительстве, IT-индустрии, машиностроении, сельском хозяйстве. Это создало дефицит рабочей силы, причем речь идет о потребностях республики в высококвалифицированных, образованных кадрах. Так что татарстанской молодежи, включая верующих молодых мусульман, есть где применить свои силы и знания, найти достойное место в жизни.
Для чего я так подробно на этом останавливаюсь? Потому что считаю весьма опасными утверждения о «кавказизации» Татарстана. Прежде всего, за ними нет глубокого, всестороннего и объективного анализа современной ситуации в республике. Кроме того, это будет мешать реальной оценке причин и масштабов проблемы, правильному выбору способов и методов борьбы с экстремизмом и терроризмом. Более того, это еще может привести к росту той же исламофобии, чего никогда не было в нашей республике, подорвать доверие между людьми разных конфессий. А это уже реальная угроза остающейся сегодня стабильной этнорелигиозной ситуации в республике.
Думаю, что как раз на дестабилизацию этой ситуации и надеялись те, кто организовал и осуществил преступления против мусульманских священнослужителей в Казани. На заседании Президиума Госсовета руководитель республиканского парламента Фарид Мухаметшин расценил эти преступления как серьезный вызов правоохранительным органам, общественности и властям Татарстана. Соответственно этому вызову были определены меры борьбы с теми, кто хочет разрушить общественно-политическую стабильность в республике.
Важно отметить, что предложенные меры носят комплексный характер. Действия правоохранительных органов совмещаются с организацией информационно-аналитической и идеологической работы различных ведомств, научных и образовательных учреждений, религиозных организаций. Ведь современный терроризм, как и экстремизм, практически всегда идеологически мотивирован, стремится быть представленным в информационном пространстве, чтобы завоевать себе новых сторонников и деморализовать своих противников.
Необходимо четко понимать, что борьба с терроризмом и экстремизмом – это прежде всего борьба за умы людей. С моей точки зрения, идеологическая, информационно-аналитическая сторона принятых татарстанской властью мер по профилактике и противодействию экстремистским течениям ислама, их распространению носит первостепенный характер. Именно в силу узости социальной базы экстремизма в нашей республике, отсутствия какого-либо серьезного влияния в татарстанском обществе в целом следует ожидать, что его адепты будут предпринимать попытки завоевать себе новых сторонников. Поэтому в Татарстане есть возможность своевременными эффективными действиями выстроить заслон любым попыткам дискредитировать проводимую в республике политику мира, согласия и стабильности.
![]() |
29.09.2023
Укрепление дружбы между Китаем и Россией – стратегический выборВ октябре отмечается 74-я годовщина образования Китайской Народной Республики и установления дипломатических отношений между Китаем и Россией. Генеральное консульство КНР в Казани является шестым по счету Генеральным консульством Китая в России и выполняет важную задачу по укреплению взаимопонимания народов, развитию сотрудничества между Китаем и Приволжским округом. |
![]() |
27.09.2023
Сотрудничество с Туркменистаном обретает особую значимостьВ торжествах по случаю Дня независимости Туркменистана принял участие Раис Татарстана Рустам Минниханов. Кроме Ашхабада, он посетил умный город Аркадаг и провел переговоры с Председателем Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедовым. |
![]() |
27.09.2023
Городам Донбасса – рекордная помощьОколо 200 тонн гуманитарных грузов собрали татарстанцы под эгидой «Единой России» в помощь жителям Лисичанска и Рубежного. С волонтерами и участниками благотворительной акции пообщался Председатель Госсовета Татарстана, секретарь ТРО ВПП «Единая Россия» Фарид Мухаметшин. |
![]() |
25.09.2023
«Возможностей у нас много»С Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым встретился Раис Татарстана Рустам Минниханов во время посещения Астаны. Руководитель республики поделился своим видением развития татарстано-казахстанских отношений. |
![]() |
25.09.2023
Истоки сотрудничества уходят в глубь вековСовместные проекты Татарстана и Казахстана в области производства автомобилей, нефтехимии, реконструкции энергетических объектов имеют очень большой потенциал. |