АТР становится главной ареной столкновения глобальных интересов Вашингтона и Пекина
На днях в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в очередной раз резко обострилось противостояние США и Китая, что могло привести к военному столкновению с непредсказуемыми последствиями двух крупнейших держав. Рост мощи Поднебесной и желание Вашингтона во что бы то ни стало ограничить ее влияние в регионе являются основой для конфликта, который со временем может перерасти в глобальный.
На этот раз спор разгорелся из-за острова Скарборо в Южно-Китайском море, на который претендуют как Китай, так и Филиппины. Началось все с того, что филиппинские власти захватили китайских рыбаков, ведущих лов поблизости от Скарборо. В ответ китайцы послали в район конфликта свои патрульные корабли. Между сторонами началась «война слов и жестов».
Временному поверенному в делах Филиппин в Пекине китайцы заявили, что полны решимости «впредь защищать свои суда, заходящие в спорные районы Южно-Китайского моря». А печатный орган Минобороны КНР The PLA Daily высказался еще определеннее: «Любая попытка отобрать китайский суверенитет над островом Хуанъянь (так китайцы называют Скарборо. – Авт.) будет пресечена. Страшно ошибается тот, кто считает Китай «бумажным драконом» и принимает его доброту за слабость».
Остроту конфликту придает значимость Скарборо. Ведь страна, владеющая этим островом, имеет возможность контролировать исключительную экономическую зону и осваивать подводные залежи нефти и газа.
Однако главным в столкновении интересов Манилы и Пекина стало то, что на сторону первой встал Вашингтон. Между США и Филиппинами существует договор 1951 года, содержащий статью о «совместном противодействии нападениям, связанным с территориальными претензиями». В связи с этим госсекретарь Хиллари Клинтон и глава Пентагона Леон Панетта дали понять, что американцы готовы выступить на стороне Филиппин в случае вооруженного конфликта между Манилой и Пекином.
Эти высказывания, скорее всего, не означали, что боестолкновение двух крупнейших дер-жав неизбежно. Ни той, ни другой стороне это сейчас не нужно. Но ситуация требовала от Вашингтона конкретной реакции. Попутно важно было оказать давление на Китай с целью умерить его аппетиты. Не случайно же США, все последние годы наблюдая за растущей мощью Поднебесной, в том числе и за быстрым развитием ее военного флота, пытаются окружить Китай своими военными базами.
Так, США начали переброску на территорию Австралии 2,5 тысячи морских пехотинцев. Вашингтон планирует также в ближайшее время проведение в регионе масштабных учений.
В прошлом году Пентагон объявил о создании нового управления – Air Sea Battle Command. Оно будет отвечать за подготовку военно-морских сил, ВВС и морской пехоты к отражению атаки со стороны КНР. Кроме того, президент Барак Обама заявил недавно, что Пентагон проведет масштабную перегруппировку сил в АТР и расширит военное сотрудничество с соседями КНР – Сингапуром, Тайванем и Филиппинами. А глава Тихоокеанского командования США адмирал Сэмьюэл Локлир не столь давно откровенно заявил: «Мы – азиатская держава. И я считаю, что и китайцы, и другие страны региона должны понять, что США готовы защищать здесь свои национальные интересы».
Усиления влияния Китая опасаются и многие из его соседей – ведь Пекин в богатом нефтью и газом регионе имеет территориальные споры еще и с Вьетнамом, Малайзией, Тайванем и Брунеем. Все эти страны объективно заинтересованы в сдерживании Поднебесной. Вместе с тем неудержимый рост китайской военно-морской и в целом экономической мощи и яростные попытки США сдержать этот рост в перспективе могут привести к нешуточным военным конфликтам между двумя супердержавами, последствия которых сегодня невозможно даже представить.