Разиль Валеев: «Не потерять себя»

Как уже сообщалось, на заседании Госсовета Татарстана 26 октября этого года депутаты приняли в первом чтении основной финансовый документ республики – законопроект бюджета на предстоящий 2012 год и последующие 2013 и 2014 годы.

Автор статьи: Ирина МУШКИНА

Как уже сообщалось, на заседании Госсовета Татарстана 26 октября этого года депутаты приняли в первом чтении основной финансовый документ республики – законопроект бюджета на предстоящий 2012 год и последующие 2013 и 2014 годы.

Обсуждение шло непросто, сопровождаясь активными парламентскими дебатами. Но в итоге Госсовет поддержал концепцию бюджетного законопроекта, признав ее социально ориентированной. Впереди – процедура второго чтения будущего закона, традиционная работа над поправками.

Именно на этом этапе речь, как правило, заходит о том, кому, куда и сколько конкретно будет направлено средств из республиканской казны. Впрочем, по этому поводу свое мнение народные избранники высказывали еще на подготовительном этапе – при рассмотрении проекта закона в парламентских комитетах, на бюджетных слушаниях. Традиционно остро звучал вопрос о повышении заработной платы в бюджетной сфере. Депутатов заботит, что заработки врачей, библиотекарей, архивариусов, «музейщиков», творческих работников и т.д., несмотря на принимаемые меры, существенно отстают от уровня зарплат в реальном секторе экономики. Что тут можно сделать? Об этом мы беседуем с председателем Комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разилем Валеевым (на фото).

– Разиль Исмагилович, выступая на прошедшей сессии Госсовета, вы подчеркнули, что ни одно государство, ни один народ не сможет достичь прогресса, если оставить без поддержки образование, культуру и науку. Насколько, на ваш взгляд, эта ситуация отражена в бюджете республики на ближайшие годы?

– Может, от того, что уходящий год по китайскому календарю был Годом кролика, а это животное, как всем известно, осторожное, пугливое, нас периодически «пугали» то понижением цен на нефть, то переворотами в арабских странах, дефолтом в Греции, общеевропейским кризисом. Но какие бы экономические трудности перед нами ни являлись, Татарстан не отступил от своего пути и продолжает идти вперед.

В этом году нас, гуманитариев, радует, что происходят положительные изменения в образовании. Веру в будущее вселяют прежде всего вступившие в силу республиканские программы «Килэчэк» – «Будущее» и «Бэлэкэч» – «Малыш». Обеспечение учебных заведений современным оборудованием, компьютеризация, приобретение автобусов для школ, увеличение заработной платы учителям явились знаковыми событиями в этой области. В бюджете будущего года на те же цели дополнительно предусмотрено около 6 млрд. рублей. Это показатель последовательной заботы государства о сфере образования.

Но, как известно, задачи школы и учителей не должны ограничиваться только процессом обучения подрастающего поколения, пусть даже и оснащенным технически по последнему веянию времени. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос хорошим человеком, патриотом, полезным для семьи и общества. А для этого мы все вместе должны ребенка хорошо, всесторонне воспитать.

– Что же нужно, чтобы эти желания претворились в жизнь?

– В первую очередь, необходимо поднимать профессиональный уровень учителей, подготовить усовершенствованные и интересные учебные программы и сами учебники, привлекающие учеников, активнее использовать в обучении современные мультимедийные средства. Но, существенно не повысив заработную плату учителям, мы не сможем привлечь в эту сферу талантливых, активных представителей педагогической молодежи. Учитывая это, руководство Татарстана поставило перед собой задачу повышения заработной платы учителям до уровня средней зарплаты работников экономической сферы республики. С 1 сентября этого года, после соответствующего повышения на 30 процентов, заработная плата учителей составила 96 процентов от вышеназванного показателя. Для достижения цели, как видим, осталось немного.

– Разиль Исмагилович, в последнее время депутатами Госсовета, вами лично часто поднимается тема – называйте как хотите – сокращения, преобразования, оптимизации, полного закрытия школ, прежде всего, малокомплектных на селе. Острота проблемы на сегодня сохраняется?

– Да, и нас, депутатов, это беспокоит. Никто, конечно, не против, если ученики будут получать качественные знания в современно оборудованных школах. Но ведь судьба каждой сельской школы непосредственно связана с судьбой деревни, а по большому счету – и с судьбой народа. Не случайно Президент Рустам Минниханов в своем ежегодном Послании Государственному Совету сказал, что к решению этой проблемы надо подходить с большой осторожностью. Он также уточнил, что будет разработана специальная программа по капитальному ремонту школ. И начальная школа должна быть в каждой деревне. Родители, ученики с радостью восприняли эту информацию.

– Задам прямой вопрос: связаны ли реформы в системе образования с экономией бюджетных средств?

– Чтобы понять, что это не так, достаточно взглянуть на проект бюджета следующего года и двух последующих лет. Выделение средств на сферу образования с каждым годом увеличивается. Значит, и качество образования должно улучшаться. «Открытие-закрытие» школ, изменение их статуса сегодня полностью в полномочиях местных властей. Мы уверены, что эти вопросы они, учитывая интересы всех сторон, решат в пользу родителей и детей и в целом республики.

– Разиль Исмагилович, а как обстоят дела в сфере культуры?

– В последние годы, слава Богу, открываются новые театры, нормально работают и действующие. И народ ходит на спектакли, в селах и в городах организуются концерты, хотя и не так часто. Открываются выставки художников, функционируют библиотеки, которые постепенно компьютеризируются. Скоро в Казани откроется сказочное здание центра детского творчества с кукольным театром. Мы ждем, что это будет очень большое событие в сфере культуры.

Есть надежда, что наконец-то решится вопрос со строительством Национальной библиотеки, который за уже почти полвека стал «бородатым».

Культуре очень нужны современные здания, но если здесь не будут работать настоящие профессионалы, мастера своего дела, мы никогда не добъемся целей, которые перед собой ставим. Судите сами: какого талантливого артиста заманишь зарплатой в пять-шесть тысяч рублей даже в самое роскошное здание? Можно ли требовать от него в этих условиях создания «высокохудожественного произведения»?

– А какие-то подвижки в этом направлении есть?

– Да, пусть потихоньку, но положительные результаты появляются. Например, можно порадоваться, что в знаменитом симфоническом оркестре сейчас средняя зарплата достигла тридцати двух тысяч рублей. Надеемся в скором будущем и в театральных коллективах, пользующихся заслуженной народной любовью, зарплата будет соответствующей. Естественно, работники библиотек, музеев, архивов, у которых она не превышает пять-семь тысяч рублей, тоже имеют право мечтать об этом…

Внимание читателей хочется еще обратить вот на что. Татарский народ, как и другие цивилизованные народы, был с давних времен образованным, книжным, читающим. До 1917 года издание книг на татарском языке в России занимало второе место после русскоязычных изданий. До революции на татарском языке было издано около пятнадцати тысяч наименований книг общим тиражом больше пятидесяти миллионов. Если мы сегодня стараемся не потерять себя, стремимся среди других народов занять достойное место, наверное, этому аспекту нужно уделять особое внимание!

На следующий год изданной в Лейпциге первой тюрко-татарской грамматике исполнится 400 лет. Кто еще имеет такую большую книгоиздательскую историю – по всему миру можно сосчитать по пальцам. Поэтому было бы уместно отмечать такие круглые даты на уровне всей России, на международном уровне. Надеемся, международная организация «Тюрксой» не останется в стороне от этого важного события. У нас, как у народа, создававшего рукописные издания на протяжении пятнадцати веков, печатные – на протяжении 400 лет, и сегодняшняя книга должна быть в центре внимания.

– К сожалению, ситуация в этой сфере пока нас не радует…

– Я бы сказал, Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям, Татарское книжное издательство стараются как могут: изданные в последние годы книги и со стороны полиграфии, и с точки зрения содержания на международных ярмарках получили высокие оценки. Но их тиражи с каждым годом становятся все меньше, круг читателей сужается, на книгоиздание из бюджета средств выделяется немного. На мой взгляд, основных причин несколько. Это в целом регресс такого направления, как книжная торговля, отсутствие у библиотек денег на покупку книг. Да и в общем сказывается изменившееся отношение к книге – то же стремление заменить ее электронным аналогом. Кстати, к этой проблеме не раз обращалась ваша газета. Как у татар говорят, «пэри башка, жен башка», это значит «пяри и джин не одно и то же». Иными словами, электронная книга никогда не заменит полностью печатную, они могут лишь дополнять друг друга.

Я недавно был в Альметьевске, посетил три книжных магазина на центральной улице. На полках – тысячи книг, и среди них только несколько десятков на татарском языке. Причем найти их можно с трудом, лежат на самом непочитаемом месте. «В Татарстане каждый год издается несколько сотен книг, почему их не выставляете на продажу?» – задал я вопрос продавщице. Выяснилось: с татарскими книгоиздателями торговые точки не сотрудничают, основной книжный массив поступает, к примеру, из Москвы. Такая ситуация не только в Альметьевске. Разве это нормально?

– Разиль Исмагилович, в республике нынешний год был объявлен годом Тукая, это признание высокого уровня татарской национальной культуры?

– Если откровенно, я лично от года, посвященного великому поэту, ожидал большего. Хотелось проявления особого внимания к книге, к культуре в целом. Мы, представители гуманитарной сферы, думали, что музей Тукая будет отремонтирован, обновлена экспозиция, при  Академии наук РТ откроется центр по изучению жизни и творчества Габдуллы Тукая. Что скрывать, надеялись, что наконец-то разрешится проблема гонораров, чтобы писатели не только «существовали», а достойно могли содержать себя и семью. Будем все же надеяться, что это – дело ближайшего будущего.

Вообще-то даже и без моего напоминания ответственным чиновникам наверняка известны многие проблемы, о которых я говорил. О том, что сегодня у Союза художников Татарстана нет своего выставочного зала, а есть острая нехватка мастерских и непосильная дороговизна аренды и оплаты услуг ЖКХ. Казань давно стала популярной площадкой проведения международных кинофестивалей, но у самих все еще нет полноценных художественных фильмов, а Союз кинематографистов республики до сих пор остается «бездомным». Вот уже несколько лет мы не можем принять новую программу «Мирас» – «Наследие». Конечно же, для решения этих проблем, в первую очередь, нужны средства из бюджета, но ведь и результат будет того стоить, если говорить о сохранении исторического материального и духовного наследия республики!

– Разиль Исмагилович, какое резюме?

– Можно часами говорить об уже совершенных добрых делах. Однако обсуждение бюджета – не тот случай, когда уместно петь кому-то дифирамбы. Тут другой случай – бюджет мы принимаем один раз в год, и от того, как будут распределены средства, зависит наша с вами реальная жизнь. Как говорят у татар, если ребенок не плачет, значит, он не голоден!

Политики всего мира ломают голову, пытаясь сделать экономические прогнозы. Наша республика должна быть готовой ко всяким поворотам, но уже сегодня необходимо принимать упреждающие меры.

Государства, народы, так же как и люди, стоят на «двух ногах». Одной – на промышленном производстве, другой – на духовности, то есть искусстве, культуре и образовании. «У духовно сломленного всадника конь не резвый», – говорил Чингисхан. Надо об этом помнить.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще