Проект закона «О бюджете Республики Татарстан на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» подготовлен и внесен в Государственный Совет в установленные сроки. Структура и перечень материалов соответствуют положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Республики Татарстан.
12 октября были проведены парламентские слушания. 14 – 15 октября в городах Чистополе, Набережные Челны и Зеленодольске состоялись зональные совещания по бюджету с участием фракций нашего парламента. Законопроект прошел рассмотрение во всех комитетах. Они дали заключения по соответствующим разделам бюджета, на основании которых наш комитет подготовил сводное заключение. Законопроект рассмотрен Счетной палатой и Правовым управлением Государственного Совета. Ими представлены положительные заключения.
Переходя к характеристике документа в целом, отмечу, что принципы бюджетной и налоговой политики сформированы в соответствии с посланием Президента республики Государственному Совету. Они направлены на решение социальных задач, повышение качества жизни населения, поддержание экономической и бюджетной стабильности. При формировании бюджета использованы сценарные условия «умеренно оптимистического» варианта развития экономики республики, учитывающего консервативную оценку внешних факторов. Такой подход в полной мере отвечает задаче по минимизации бюджетных рисков.
Собственные доходы бюджета республики в 2012 году прогнозируются в размере 93 млрд. 276 млн. рублей, или 7% ВРП, в 2013 году – 100 млрд. 872 млн. рублей, или 6,9% ВРП, в 2014 году – 107 млрд. 260 млн. рублей, или 6,4% ВРП.
Расходы бюджета республики без федеральных средств в 2012 году могут составить 97 млрд. 565 млн. рублей, или 7,4% ВРП, в 2013 году – 104 млрд. 103 млн. рублей, или 7,1% ВРП, в 2014 году – 109 млрд. 725 млн. рублей, или 6,5% ВРП.
Социальная направленность бюджета сохранится и в 2012 – 2014 годах – около 60% его объема будет направлено на указанные цели. Данный показатель остается неизменным в течение восьми последних лет. Удельный вес первоочередных и социально значимых расходов достигнет 70 процентов.
Дефицит бюджета республики в 2012 году планируется в размере 3 млрд. 662 млн. рублей, или 0,3% ВРП, в 2013 году – 3 млрд. 230 млн. рублей, или 0,2% ВРП, в 2014 году – 2 млрд. 465 млн. рублей, или 0,15%.
Верхний предел внутреннего госдолга планируется на 1 января 2013 года в размере 83 млрд. 223 млн.рублей, на 1 января 2014 года – 83 млрд. 197 млн.рублей, на 1 января 2015 года – 83 млрд. 170 млн. рублей.
Параметры проекта бюджета рассчитаны на основе прогноза по инфляции на 2012 год в 6%, 2013 год– 5,5%, 2014 год – 5%. В соответствии с прогнозом объем ВРП в 2012 году составит 1 трлн. 325 млрд. рублей, в 2013 году – 1 трлн. 470 млрд. рублей, в 2014 году – 1 трлн. 680 млрд. рублей.
Анализ, проведенный Комитетом по бюджету, налогам и финансам, свидетельствует о том, что показатели бюджета направлены на решение социальных задач, повышение качества жизни населения, поддержание экономической и бюджетной стабильности. Это выражается в следующих подходах.
Бюджет составлен на трехлетний период, т.е. осуществлено долгосрочное бюджетное планирование.
Усиливается социальная направленность бюджета через индексацию публичных обязательств, стипендий, расходов на питание и медикаменты.
В структуре бюджета предлагается финансирование 19 республиканских социально значимых программ на общую сумму 4,9 млрд. рублей. Важно, что эти программы носят долгосрочный характер и имеют конкретные реально достижимые показатели. Наиболее крупные по объему и особенно злободневные – программы «Килэчек» и «Бэлэкэч», направленные на развитие школьного и дошкольного образования.
В бюджете последовательно предусмотрено повышение с 1 октября 2012 года заработной платы работникам бюджетной сферы на 6%. Продолжается перевод бюджетных отраслей на новую систему оплаты труда.
В бюджетном процессе будет продолжено применение методов бюджетирования, ориентированных на результат. Максимально будет расширено применение нормативного финансирования государственных и муниципальных учреждений. Продолжается процесс совершенствования правового положения государственных и муниципальных учреждений в соответствии с федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ.
Реализация в 2012 – 2013 годах второго и третьего этапов сокращения аппарата управления повысит эффективность работы учреждений, направленной на обеспечение доступности и рост качества предоставления государственных услуг.
В составе бюджета формируются ведомственные целевые программы на общую сумму 63,8 млрд. рублей. «Обкатка» программно-целевого метода распределения бюджетных средств направлена на формирование в дальнейшем программного бюджета, применение которого в настоящее время апробируется в структуре федерального бюджета.
Кроме того, формированию программного бюджета будут способствовать предусмотренные бюджетом мероприятия по переводу муниципальных учреждений здравоохранения на республиканский уровень с соответствующей централизацией средств в Фонде обязательного медицинского страхования.
Еще одно из новшеств бюджета 2012 – 2014 годов – формирование в его структуре бюджета Дорожного фонда. Этот процесс будет происходить без образования новой управленческой структуры, как это было в начале 2000-х годов, а будет только выделяться в составе бюджета отдельной целевой позицией. Объемы Дорожного фонда непосредственно увязываются с планируемыми объемами транспортного налога и акцизов на нефтепродукты. Расходы Дорожного фонда планируются в сумме 9,3 млрд. рублей.
Следует отметить перевод финансирования органов полиции с 2012 года на федеральный уровень, в связи с чем от нас уходят отдельные сборы и пошлины и передаются средне-специальные учебные заведения и отдельные вопросы занятости. Эти мероприятия в бюджете предусмотрены.
Объем средств, выделенных на жилищно-коммунальное хозяйство, в 2012 году вырастет на 39% по сравнению с 2011 годом и составит более чем 3,1 млрд. рублей. Продолжается финансирование программы капитального ремонта многоквартирных домов, на эти цели из бюджета будет выделено 1 млрд. 373 млн. рублей.
На финансирование мероприятий по сельскому хозяйству в 2012 году из бюджета республики планируется выделить 4 млрд. рублей.
Кроме того, замечания, возникшие в ходе рассмотрения бюджета на 2012 год у комитетов Госсовета, на парламентских слушаниях и зональных совещаниях, у Счетной палаты РТ, необходимо учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению.
В целом проект бюджета ориентирован на обеспечение макроэкономической стабильности, нацеленности расходов бюджета на конечные результаты, поддержку инноваций в повышение качества «человеческого капитала» и координацию долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.
Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать решение комитета и принять законопроект в первом чтении.
Уважаемые депутаты! Хочу обратить ваше внимание, что согласно новой редакции Регламента п.2 ст. 100 субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки в ответственный комитет в срок, определяемый Госсоветом, но не превышающий 10 дней после принятия законопроекта в первом чтении.
Также необходимо учесть и другие изменения в Регламенте, связанные с оформлением поправок к бюджету. В частности, поправки, предусматривающие увеличение ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов расходной части бюджета Республики Татарстан, должны сопровождаться поправками, содержащими источники их финансирования. Поправки, не отвечающие данному требованию, а также поправки, предусматривающие предоставление средств бюджета Республики Татарстан негосударственным организациям любых организационно-правовых форм, не рассматриваются.