Майкл Познер рассказал о правах человека и борьбе с религиозной нетерпимостью
Татарстан являет собой действенную модель мирного, толерантного сосуществования представителей различных национальностей и религий. Опыт такого жизнеустройства необходимо изучать многим странам, и в первую очередь многонациональным Соединенным Штатам Америки. Эту идею высказала госсекретарь США Хиллари Клинтон во время своего визита в Казань в 2009 году.
На днях ее заместитель по вопросам демократии, прав человека и труда Майкл Познер посетил Казань в рамках делового визита в Россию. Он встретился с представителями общественных организаций, политических партий и религиозных общин Татарстана. О результатах своего визита гость республики рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту «РТ».
– Господин Познер, делилась ли Хиллари Клинтон с вами впечатлениями о своем визите в Татарстан?
– Госсекретарь Клинтон была поражена тем, что увидела здесь. Ее доклад о поездке был настолько позитивным, что стал поводом и для моего визита сюда. Репутация вашего региона является положительным примером того, как представители различных религиозных групп живут вместе в гармонии. У нас состоялась продуктивная беседа с муфтием Татарстана об укреплении составляющей толерантности в имидже республики. И это очень полезно.
– Как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию в области межнациональных и межконфессиональных отношений в мире?
– К сожалению, отмечу, что ситуация сложилась очень непростая. По долгу службы в последние два года я несколько раз ездил в Египет. Там существует напряженность в отношениях между мусульманами и христианами. Я побывал в Пакистане, где плохо обращаются с представителями различных национальностей, на почве чего сложилась опасная атмосфера экстремизма. А также ездил в Китай, где религиозные меньшинства – такие, как тибетские буддисты, – преследуются в уголовном порядке только из-за своих духовных мировоззрений.
Я вижу много примеров того, что ситуация в области межнациональных и межконфессиональных отношений развивается неправильным путем. Госсекретарь Клинтон крайне озабочена увеличением количества случаев проявления экстремизма в мире. Она заинтересована в поиске практических путей продвижения идеи толерантности в странах. В решении этих проблем поможет анализ опыта Татарстана.
– Что в вашем понимании необходимо сделать для поддержания толерантных, мирных отношений представителей разных религий и национальностей?
– В мире нет простого пути создания толерантного, уважительного отношения людей друг к другу. Такое поведение требует трудоемкой работы со стороны всех общин. Только конструктивный диалог их представителей поможет уменьшить число вспышек экстремизма и агрессивных, нетерпимых людей в мире. Поэтому нам нужно активнее привлекать людей к осмыслению идеи толерантного поведения.
Наш департамент разработал программу под названием «2011 часов против ненависти». Это своеобразная попытка привлечь людей к совместной работе над проектами «строительства мостов» между представителями разных национальностей и религий. В рамках этой программы работают эксперты в области многих конфессий. Такое сотрудничество создает платформу для взаимодействия людей. Необходимо привлекать к решению проблемы недопонимания в мире молодежь, которая в итоге построит будущее, основанное на толерантности.
– В последнее время в российских СМИ часто появлялась информация о наших детях, усыновленных в США. С чем, на ваш взгляд, связано увеличение количества случаев нарушения их прав?
– Я не могу сказать, было ли увеличение количества таких случаев, но, конечно же, каждый из них является настоящей трагедией. Сейчас правительства наших стран очень тесно сотрудничают по решению этой проблемы. Мы работаем над совершенствованием двустороннего соглашения, чтобы гарантировать максимальную защиту детей, усыновленных американцами. Признаюсь, я был очень озабочен сообщениями о каждом случае насилия над детьми, поэтому надеюсь, что новое соглашение поможет решить эту проблему. У нас есть специальные комиссии и на уровне всего государства, и на уровне штатов, которые контролируют ситуацию со всеми усыновленными детьми не только из России, но и из других стран. Специалисты проводят тщательную проверку всех приемных семей.
– После трагедии одиннадцатого сентября в сознании многих американцев понятие «мусульманин» сравнялось со значением слова «террорист». Это вызвало волну негативного и несправедливого отношения к представителям мусульманства. Соблюдаются ли права этих людей в США?
– Это очень важный для нас вопрос. Как вы уже сказали, после атак на США в 2001 году последовала немедленная реакция людей, спровоцированная страхом за свою жизнь. Захватчики самолетов, разрушившие здания Всемирного торгового центра, были выходцами из Саудовской Аравии. Из-за этого страх многих людей стал выражаться в нервозности и негативном отношении к мусульманам. Это неправильная реакция. Президенту Обаме и его администрации пришлось проделать огромную работу, чтобы переломить ситуацию.
В прошлом году мы подготовили доклад для ООН о соблюдении прав человека в США. Во время работы над ним провели встречу с представителями самой крупной мусульманской общины в стране, проживающей в Детройте, штат Мичиган, и попросили рассказать о наиболее серьезных проблемах в сфере соблюдения прав человека. Члены общины не только указали нам на существующие проблемы, но и подсказали возможные пути их решения.
Мы систематизировали полученную информацию, чтобы определить масштабы обозначенной темы. На основе этого был проведен ряд мероприятий. Например, пересмотрены правила, касающиеся порядка проведения сканирования людей в аэропорту и действий службы охраны во время процесса досмотра багажа. Эти меры помогли нам избавиться от проявления дискриминации по отношению к мусульманам. Но для полного решения проблемы необходимы постоянные усилия, поскольку мы до сих пор живем в обществе, где люди опасаются за свою жизнь и, соответственно, не всегда справедливо, относятся к окружающим, и в частности к мусульманам.
– С тех пор прошло уже десять лет…
– Да, за эти годы ситуация во многом улучшилась, но все равно нам необходимо быть предельно внимательными, чтобы не допускать проявления дискриминации. Вы знаете, отец нынешнего президента США был мусульманином, поэтому второе имя Барака Обамы – Хусейн. Этот факт был одним из пунктов его предвыборной программы. И то, что люди проголосовали за афроамериканца с мусульманским вторым именем, для нас является очень благоприятным показателем. Это большой шаг в направлении того, что мы решаем обозначенную проблему и не собираемся судить о человеке только на основании его вероисповедания.
– Объектом вашего профессионального интереса в рамках визита в Татарстан стало республиканское правозащитное движение. Как вы оцениваете его состояние?
– На ситуацию в вашем регионе, по большому счету, влияют сильные взаимоотношения между представителями двух основных религиозных течений – мусульманства и православия. Поэтому мы провели встречи с представителями малочисленных религиозных групп, проживающих в Татарстане. Они оказались менее включенными во все политические и социальные процессы в республике, и это стало хорошим поводом для дискуссии.
Также мы встречались с представителями различных общественных организаций, которые проводят активную работу в области прав человека, прав инвалидов и так далее. В целом с положительной точки зрения могу отметить, что в Татарстане есть компетентные люди и организации, которые занимаются вопросами прав человека и хорошо выполняют свою работу. Однако они озабочены многими ограничениями, с которыми им приходится сталкиваться в процессе своей деятельности.
В целом могу сказать, что Россия и США имеют множество точек соприкосновения в рамках диалога о правах человека. И то, что совместная работа в этом направлении ведется, является положительным знаком. Наш приезд сюда – еще одна хорошая возможность обменяться идеями, обсудить проблемы и обдумать следующий этап сотрудничества по вопросам прав человека.