Умеют удивить наши взрослеющие дети. Например, могут с ходу включиться в обсуждение сложной, «взрослой», казалось бы, и не очень близкой им темы и активно отстаивать собственное мнение. Пусть, на наш опытный взгляд, еще наивное, но в любом случае достойное уважения. В конце концов, пообщавшись с юной гражданской порослью, нет-нет да и задумаешься: а кто кого вообще тут воспитывает?
С понедельника в школах республики проходит ставшая традиционной с 2009 года неделя парламентских уроков. На этот раз темой ее стало соблюдение прав подрастающего поколения: «Я – ребенок! Я – гражданин!»
Напомним, такие уроки, объединенные каждый раз новой тематикой, проводятся по инициативе Государственного Совета при непосредственном участии Министерства образования и науки. Депутаты Госдумы от Татарстана, Госсовета и советов муниципальных образований вместе с педагогами рассказывали школьникам в доступной форме о государственном устройстве страны и республики, принципах и механизмах принятия законов и формирования власти, беседовали и просто о житейских проблемах. К слову, в этом году такие уроки проходят при содействии Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребенка в Татарстане.
Насколько интересны детям и подросткам подобные темы? А это смотря как поставить процесс правового просвещения, дать понять ребятам, что понятие «активная гражданская позиция» – не просто громкая фраза.
Уже стало хорошим правилом, что один из таких уроков проводит Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин. Во вторник он побывал в казанском лицее №159 и пообщался на заданную тему с учениками десятых и одиннадцатых классов, в том числе и кадетских.
«Я люблю читать про Ивана Грозного и императрицу Екатерину, которые были известными царями». «Мой идеал человека с гражданской позицией – это Владимир Высоцкий». «Мне близок по своей философии Конфуций». «Человек рождается и получает свидетельство о рождении, потом паспорт – это его права как гражданина». «Я сам себя воспитываю. Это означает двигаться вперед, развиваться как личность. Я занимаюсь музыкой, боксом, хочу везде достичь успехов». «Какие у меня есть права? Право ходить в школу. А еще жить, возвращаться домой. (После паузы.) Хулиганить». «У человека есть право, чтобы его вылечили, для этого дают специальную страховку, а если его обидят, то обидчика найдут и накажут». «Если бы я был президентом, то постарался бы снизить количество алкоголя, табака, чтобы больше было здоровых, интеллектуальных людей в нашей стране». Вот такие высказывания (наш читатель легко угадает возраст авторов ответов) получила в ходе своеобразного опроса группа школьных «журналистов» от учеников 4 – 11-х классов своего же лицея. Этот ролик в ходе парламентского урока посмотрели его участники, им тоже нашлось что сказать.
«В сущности, тема защиты прав ребенка, формирования подрастающего человека как гражданина – очень объемная и, конечно, выходит за рамки только одного урока. Размышлять над ней можно и нужно долго, может быть, в течение всей жизни. У вас все впереди», – высказался Фарид Мухаметшин. Председатель Госсовета, что было видно по лицам старшеклассников, заинтересовал их рассказом о своих собственных подростковых годах, о том, чем жили, о чем волновались, как зарабатывали первые деньги он сам и его ровесники – дети послевоенной поры. Фарид Мухаметшин, по его словам, был очень рад узнать, что по итогам школьного социального опроса юные респонденты на первое место по влиянию на их нравственное становление поставили семью, родителей. Конечно, ребята коснулись и других серьезных тем, поговорили об истории возникновения международной Конвенции о правах ребенка, о выборе будущей профессии, о том, как важно быть в любом возрасте внимательным к судьбам людей, о проблемах детей-инвалидов, о пользе свободного времени и вредном влиянии улицы, об идеалах современной молодежи. В оживленном разговоре принимали участие и педагоги – учитель словесности Татьяна Рассказова и директор лицея Савия Загидуллина. Одно из решений, которые по итогам урока приняли школьники, – внести в свой внутренний кодекс дополнение: «Лицеист не прощает бездушия ни себе, ни окружающим».
«Руководство республики считает очень важным проведение встреч с учащимися школ, – подвел итоги беседы Фарид Мухаметшин. – Мы ставим своей задачей подготовить молодежь к жизни в условиях развития демократии, построения гражданского общества, воспитать людей неравнодушных, активных. Многие из вас уже завтра станут абитуриентами, а затем и студентами вузов. У вас появится право избирать и быть избранными. Каждый должен стремиться к поставленной цели».