Сегодня на двадцать втором заседании Госсовета одним из самых обсуждаемых во втором чтении может стать проект закона «О перевозках пассажиров и багажа легковыми такси на территории Республики Татарстан». Новый документ успел вызвать общественный резонанс еще на стадии разработки.
Как мы уже сообщали, первое чтение законопроект прошел 7 июля, еще до парламентских каникул. Аналогичный Закон РФ, принятый в апреле текущего года, вступил в силу с 1 сентября. Вчера в республиканском парламенте состоялась пресс-конференция, где представителям СМИ подробно разъяснили некоторые нюансы местного законопроекта. С журналистами общались председатель парламентского Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Азат Галиахметов, представители ГИБДД МВД по РТ и перевозчиков.
Как уточнил Марат Галеев, на самом деле федеральные нормы, регулирующие деятельность такси, законодательно закреплены несколько лет назад, а теперь добавились положения о конкретных мерах наказания – как раз за неисполнение действующих правил. Этот базовый и региональные документы направлены на упорядочение в сфере таксомоторных перевозок, прежде всего на усиление безопасности пассажиров.
Для таксистов установлены штрафы, но наказывать нарушителей начнут лишь с 1 января 2012 года. Поэтому председатель комитета Госсовета особо подчеркнул: несмотря на эту отсрочку, сами нормы федерального закона придется соблюдать уже сейчас.
Что касается непосредственно республиканского закона, то, по словам Марата Галеева, в нем закреплены только те положения, которые касаются Татарстана, и в целом не повторяют положения федерального аналога.
Азат Галиахметов напомнил, какие требования предъявляются к легковым такси в республике. Автомобили должны будут иметь единый цвет кузова и «шашечки», опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше, таксометр в салоне, обязательно – левостороннее рулевое управление. Такси должно проходить государственный технический осмотр каждые шесть месяцев. Кроме того, водитель такси должен иметь стаж не менее трех лет, ему не разрешается совместительство (если основная работа непосредственно связана с управлением транспортными средствами). Любопытный момент – требование о левом руле в федеральном законе не содержится, скорее всего, тут учитывалась и дальневосточная специфика. Однако татарстанские законодатели, пояснил Марат Галеев, сочли необходимым включить в законопроект свою норму. Исходили, прежде всего, из соображений безопасности движения.
Отличием татарстанского документа является и то, что положение, касающееся единой цветовой гаммы для такси, вступает в силу с 1 января 2013 года. Другой «республиканский» момент – первое разрешение на работу таксист может получить бесплатно. Функции по координации таксомоторных перевозок будут переданы специальному уполномоченному органу исполнительной власти, какому именно – определит Правительство республики.
Не поднимутся ли тарифы на услуги такси в связи с нововведениями? Как сказали участники пресс-конференции, цены в этой сфере диктуются рынком, то есть потребительским спросом и предложением. Как пойдет на деле реализация закона, покажет время. Возможно, придется принять и ряд подзаконных актов, не исключил Марат Галеев.