Гражданская война с запахом нефти

Судя по последним событиям, режим Муаммара Каддафи в Ливии к власти больше не вернется, и страна после более чем 40-летнего правления полковника вступила в новую стадию развития. По всей вероятности, после того как пройдет эйфория от произошедшей революции, страну ждут непростые времена.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Восстановить порядок в Ливии будет непросто, что вряд ли помешает западным странам извлечь здесь экономические дивиденды

Судя по последним событиям, режим Муаммара Каддафи в Ливии к власти больше не вернется, и страна после более чем 40-летнего правления полковника вступила в новую стадию развития. По всей вероятности, после того как пройдет эйфория от произошедшей революции, страну ждут непростые времена.

Новую власть в Триполи в лице Переходного национального совета признали около восьми десятков стран, в том числе и Россия. Военная поддержка авиации НАТО и, по многим сведениям, наземных вооруженных спецподразделений стран блока помогла повстанцам одержать победу над армией Муаммара Каддафи, и теперь оппозиции предстоит заново отстраивать мирный уклад в государстве. А с этим, судя по всему, будут немалые проблемы.

Дело в том, что полковника поддерживали и продолжают поддерживать, оказывая вооруженное сопротивление, многочисленные берберские племена, выходцем из которых является Муаммар Каддафи. Они отличаются своей независимостью и воинственностью, и пока нет свидетельств того, что после свержения режима они перестанут оказывать сопротивление, в том числе военное. А это серьезная угроза целостности страны.

Крайне неоднородно выглядит и сама оппозиция – там есть либерально мыслящие политики, идеалом для которых является демократия западного типа, но немало и исламских фундаменталистов, желающих построить государство, живущее по законам шариата. Конфликт между этими двумя группировками неизбежен, и пока непонятно, к каким последствиям он приведет, учитывая, что после войны страна нашпигована оружием.

Вообще же в ходе войны в Ливии был создан довольно опасный прецедент. Прикрываясь довольно сдержанной резолюцией Совбеза ООН, страны НАТО, прежде всего Франция, Англия и Италия, вмешались во внутренний конфликт, поддержав одну из воюющих сторон, и добились свержения существующего режима. Причем цели в этой войне, при всех заявлениях о желании привнести демократию в страну, у них были исключительно «земными».

Муаммар Каддафи в последнее время заявлял о своих планах национализации нефтедобывающей промышленности, что могло нанести существенный урон западным концернам в Ливии. Теперь же, после его устранения, участвовавшие в вооруженном конфликте страны попытаются сделать все, чтобы прийти на этот рынок и начать разработку месторождений в Ливии. А разведанных запасов нефти здесь насчитывается около 30 млрд. баррелей, газа – 1,6 трлн. кубометров.

В то же время, несмотря на заявления некоторых членов оппозиции о сохранении в силе всех контрактов по нефтеразработкам, заключенных прежней властью, выгодной работы в Ливии могут лишиться «Газпромнефть» и наша «Татнефть». Компания же «Российские железные дороги» уже потеряла из-за смены режима в Триполи контракт на сумму 5 млрд. долларов.

Страны НАТО также не устраивало положение, при котором режим полковника закупал практически все необходимое вооружение в России. О цифрах военных контрактов дает представление сумма в 4 млрд. долларов, которые наша страна потеряла в результате введения санкций против Ливии Совбезом ООН. Без сомнения, новые власти в Триполи будут закупать вооружение в странах НАТО.

Вообще же самостоятельный в своих суждениях и действиях Муаммар Каддафи давно раздражал западные страны. Ведь именно он, придя к власти в далеком 1969 году, поднял цену нефти с символических 40 центов за баррель до 20 долларов, не позволив развитым странам беззастенчиво грабить нефтедобывающие государства.

Теперь же, имея «ручной» режим в Триполи, западные страны постараются получить от Ливии все возможные дивиденды. И принять участие в этом России будет очень непросто.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще