В мире складывается ситуация, когда НАТО может вмешиваться в дела суверенных стран по своему усмотрению
В Ливии продолжается вооруженное противостояние войск, верных Муаммару Каддафи, и повстанцев. Последних, применяя военную силу, активно поддерживают страны НАТО.
На днях в Ливию с миротворческой миссией прибыла делегация Африканского союза. Однако гражданскую войну это не остановило – повстанцы решительно настроены на свержение Муаммара Каддафи и только после этого намерены прекратить огонь. Во что может вылиться затянувшееся противостояние, сейчас не может сказать никто. Между тем особого внимания заслуживает то, как ведут себя страны НАТО в ходе внутриливийского конфликта.
Напомню: еще в 1973 году Советом безопасности ООН была принята резолюция, которая разрешала вооруженное вмешательство международных сил во внутригосударственные конфликты, но оговаривала это рядом жестких условий. Важнейшим среди них было создание военно-штабного комитета, который состоял бы из начальников штабов стран-участниц Совбеза ООН. Этот комитет был призван контролировать каждый шаг по применению силы против той или иной страны, чтобы не допустить перерастания конфликта в международный.
Справедливости ради надо заметить, что на практике такой комитет всегда создавался формально, как клуб высокопоставленных военных при ООН, в годы «холодной» войны в конфликтных ситуациях его подменяли блоки НАТО или Варшавского договора, а проще – Вашингтон или Москва.
Все изменилось с распадом Советского Союза и Варшавского договора. В последние годы центром принятия решений стал Вашингтон, в противовес которому не осталось ничего.
Самыми яркими примерами применения силы по своему усмотрению, без одобрения Совета безопасности, стали бомбежки в 1999 году Югославии, в результате которых от нее отделилось Косово, и ввод войск в Ирак, где по сей день продолжают гибнуть люди. По сути дела, США пытаются создать замену Совету безопасности ООН и единолично решать вопросы вооруженного вмешательства в дела суверенных государств.
Однако в ситуации с Ливией при введении экономических санкций против режима Муаммара Каддафи проявилось редкое единодушие пяти стран – постоянных членов Совета безопасности ООН, включая Россию и Китай. Что касается нашей страны, то, как выяснилось, во взглядах на эту проблему серьезно разошлись даже два высших руководителя государства. Не совсем понятна политика Китая. Эта страна всегда занимала твердую позицию, когда речь шла о принятии решений в отношении так называемых развивающихся государств. К тому же Пекин часто сам прибегает к практике силового подавления волнений внутри страны, и осуждение подобной политики ливийского лидера выглядит не вполне логичным.
Однако в сухом остатке сегодня мир имеет ситуацию, при которой США и их союзники, заручившись так или иначе поддержкой Москвы и Пекина, приобрели карт-бланш на вмешательство в дела других государств исключительно исходя из собственных политических интересов и пристрастий. Последнее доказательство тому – ничем не обоснованное военное вторжение Франции в африканское государство Кот-д’Ивуар, когда была поддержана одна из сторон начинающегося межэтнического и межконфессионального противостояния. Сделано это было лишь на том основании, что возглавляющий ее лидер получил образование в США, является приверженцем западной культуры, а, следовательно, вполне вероятно, будет проводить соответствующую внешнюю политику. Практика нерегулируемых военных вторжений может взорвать ситуацию в любом регионе мира, начиная с арабского Востока и заканчивая Африкой.
Совершенно очевидно, что такая ситуация не может устраивать Россию, Китай и другие страны. И в ближайшее время на дипломатическом фронте, думается, стоит ожидать каких-то шагов от Москвы, направленных на изменение складывающегося положения. Статуса постоянного члена Совета безопасности ООН России для этого вполне достаточно.