В случае прихода к власти радикалов страну ждут непредсказуемые последствия
События последних дней стали подтверждением худших опасений некоторых наблюдателей – после Туниса и некоторых других стран массовые волнения охватили одно из самых влиятельных арабских государств – Египет. Серьезная дестабилизация обстановки и потеря управляемости этой страной чреваты последствиями, на фоне которых нынешнее удорожание нефти покажется всего лишь мелкой неприятностью.
Волнения в Каире начались 25 января, а уже через три дня они переросли в массовые беспорядки. Протестные выступления были в точности похожи на волнения в других арабских странах. В ходе столкновений с полицией погибло, по последним данным, более трехсот человек, большое количество людей ранено. Многочисленные мародеры принялись грабить офисы и магазины, при этом с улиц городов, где были отмечены наиболее массовые выступления, таинственным образом исчезла вся полиция. В последние дни стражей порядка заменила армия, которая, с одной стороны, пообещала расстреливать всех мародеров и других преступников, а с другой – не препятствует людям в проведении манифестаций и других акций протеста.
82-летний президент страны Хосни Мубарак, занимающий свой пост с 1981 года, отправил в отставку правительство в полном составе. Однако этот шаг, призванный сбить накал протеста, к урегулированию конфликта не привел. На центральной площади Каира Тахрир тысячи людей продолжают требовать отставки самого Хосни Мубарака, и исход этого противостояния далеко не очевиден. В телевизионном выступлении египетский лидер пообещал, что не уйдет в отставку до сентября нынешнего года, а после этого срока не станет выставлять свою кандидатуру на президентский пост, но и это не успокоило протестующих.
Пока на курортах страны, где находится, в том числе, и около 40 тысяч российских туристов, спокойно. Однако ситуация может быстро измениться, поэтому за событиями в Египте внимательно следит и Москва.
Многие наблюдатели сегодня гадают, что послужило причиной массовых выступлений сразу в нескольких арабских странах буквально по принципу домино. Одна из версий связана с Россией. Из-за засухи наша страна не смогла удовлетворить спрос арабских государств на традиционно поставляемое туда зерно, которое было не слишком высокого качества, но и стоило сравнительно недорого. Когда же арабам пришлось закупать зерно на рынках Канады, Бразилии, других стран по более высоким ценам, внутреннюю стоимость этого продукта пришлось также поднимать. А так как хлеб является основным в рационе питания бедняков, это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения, в которой уже накопились безысходность, усталость от многолетнего правления существующего режима и раздражение от всепроникающей коррупции.
Особенность Египта состоит в том, что там традиционно сильны радикальные исламские настроения. И хотя правящему режиму разными способами удавалось избегать прихода радикалов во власть, такая, например, запрещенная в стране организация, как “Братья- мусульмане”, пользуется авторитетом и вызывает сочувствие у бедняков и среднего класса.
Показательным было после начала волнений в Египте и поведение стран Запада. С одной стороны, они начали призывать Хосни Мубарака провести демократические реформы, а с другой, опасаясь разрушительных последствий смены власти в Каире, высказались в поддержку нынешнего президента.
И опасаться действительно есть чего. В стране появилось несколько влиятельных сил и личностей, но не всех из них можно назвать умеренными и конструктивными. Во время беспорядков из тюрем были выпущены тысячи заключенных, среди которых немало членов организации “Братья-мусульмане”. Они проявляют себя достаточно активно и, судя по всему, не собираются следовать указаниям другого влиятельного политического лидера – бывшего главы МАГАТЭ Мохаммеда аль-Барадеи. Последний, судя по выступлениям на площади Тахрир, пытается возглавить протестное движение. Его лидерство оспаривает нобелевский лауреат, бывший Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали. Оппозиция же хотела бы видеть лидером государства начальника генштаба армии Сами Анана.
Еще одним центром политической силы стал бывший шеф военной разведки Омар Сулейман, которого глава государства после начала волнений назначил вице-президентом. Этот пост не был востребован в Египте в течение 30 лет.
Для региона, да и для всего мира в целом, самым нежелательным сценарием развития событий стал бы приход к власти в стране фундаменталистов-исламистов, самой непредсказуемой и радикальной политической силы. Кроме того, серьезная дестабилизация в такой знаковой стране, как Египет, может повлечь за собой цепную реакцию арабского мира. Ситуация и так уже обострена в Иордании, Йемене, Алжире, Марокко, Тунисе…