Судан: большая нефть – большая политика

Завтра должно состояться подведение итогов референдума, в результате которого на политической карте мира может появиться государство с условным пока названием Южный Судан.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Завтра должно состояться подведение итогов референдума, в результате которого на политической карте мира может появиться государство с условным пока названием Южный Судан. Многие наблюдатели склонны полагать, что вероятность этого довольно высока. Вместе с тем данное событие может привести к новым проблемам в регионе северо-восточной Африки, а то и к очередным вооруженным конфликтам.

Самое большое по территории африканское государство, Судан уже давно переживает нелегкие времена – с 50-х годов прошлого века здесь шла изматывающая война между исламским севером страны и югом, населенным преимущественно христианами и анимистами (верят в одушевление природы). Длительный конфликт унес жизни более двух миллионов человек, и только в последнее время наметился выход из него.

Мирный договор об урегулировании противостояния был заключен в 2005 году между правительством и представителями юга страны, членами повстанческого Народного движения за освобождение Судана. Согласно документу южане вошли в центральное правительство, и, что немаловажно для этой беднейшей страны, доходы от главного ее богатства – нефти – было решено делить между югом и севером поровну. Кроме того, президент Омар аль-Башир согласился провести в десяти южных провинциях, а также на севере и в сопредельных государствах, где компактно проживают выходцы с юга, референдум. В ходе голосования 3,9 миллиона человек должны ответить на вопрос, хотят ли они образования на юге Судана нового государства.

Этот плебисцит вызывает живой интерес у ведущих мировых держав. В Судан прибыло несколько тысяч зарубежных наблюдателей из десятков стран. Делегацию от России возглавляет председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов.

Свою заинтересованность в урегулировании конфликта давно выказывают США, которые в случае проведения референдума о независимости Южного Судана обещали президенту Омару аль-Баширу исключить его страну из списка государств, поддерживающих терроризм. Неравнодушно относится к казалось бы внутренним проблемам этой страны и Китай, постепенно выходящий на лидирующие позиции по инвестициям в Африку.

Причиной интереса мировых лидеров к Судану является прежде всего нефть. Расположенные на севере страны месторождения давно разрабатываются Китаем, Индией и Малайзией. Западная Европа и США приходить на этот рынок пока опасаются, учитывая нестабильность и существующую угрозу жизням своих специалистов. Однако углеводородные запасы юга считаются гораздо более богатыми, и основные мировые игроки с нетерпением ждут, когда здесь наступит мир и можно будет начать разработку. Особые надежды на это возлагают Соединенные Штаты, поставившие целью к 2015 году получать четверть всей добываемой их компаниями нефти на африканском континенте.

Однако даже в случае, если более половины проголосовавших в ходе плебисцита выскажется за образование государства Южный Судан, регион ожидает немало серьезнейших проблем. До сих пор между югом и севером не демаркирована пятая часть их общей границы, переговоры на эту тему заблокированы. Пограничный вопрос осложняется тем, что исламские и христианские племена часто проживают на одной территории, а часть из них вообще постоянно кочует.

Кроме этого, полтора миллиона южносуданцев за последние двадцать лет переселились на север и, будучи христианами, заняли довольно влиятельное место в деловой элите страны. Они, в случае отделения юга, будут своеобразной “пятой колонной” в оставшейся северной части Судана.

Но главный источник всех потенциальных конфликтов – все-таки нефтяные запасы. Как уже говорилось, на юге они значительно богаче, и сумеет ли с этим когда-нибудь смириться север, который в случае отделения юга будет выглядеть проигравшим, далеко не ясно. Тем более что трубопровод с юга идет к главному порту страны, находящемуся на севере. И приграничные споры между двумя сторонами ведутся также за нефтеносные районы.

Так или иначе, но основные мировые державы держат руку на пульсе суданских событий, находясь, образно говоря, “на низком старте”. А то, по какому сценарию эти события станут развиваться, можно будет наблюдать уже в ближайшее время.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще