В большинстве стран Европейского союза в последнее время не утихают массовые акции протеста. Митингами, забастовками, пикетами в связи с экономическими проблемами охвачен практически весь Старый Свет. Однако нежелание рядовых граждан этих стран хоть немного затянуть пояса и связанные с этим проблемы их правительств являются лишь частью системных вызовов, с которыми в последнее время столкнулась объединенная Европа.
Волнения, как водится, сначала охватили наиболее бедные страны. Слабым звеном в цепи европейских государств оказалась Греция. Когда внешние заимствования этой страны достигли огромных размеров и Афины больше не смогли платить по счетам, было решено перейти к режиму жесткой экономии средств. Для этого были снижены социальные пособия, а также зарплаты в государственном секторе. Такие шаги вызвали резкие протесты населения, на улицы вышли тысячи людей, что привело к открытым столкновениям с полицией.
Однако не только в Греции финансовая система балансирует на грани дефолта. В группу риска входят также Испания, Португалия, Ирландия, правительства которых вынуждены принимать жесткие меры по экономии средств. Ответ населения не заставляет себя ждать. Так, в Лиссабоне в последние дни в акциях протеста участвовало более 50 тысяч человек – такого здесь давно не наблюдалось. Масштабные стачки и манифестации прошли в Ирландии, Италии, Бельгии, Словении, Литве.
До сих пор бастует и выходит на манифестации Франция, население которой протестует против повышения пенсионного возраста с 60 до 62 лет. Ситуация усугубляется тем, что в государствах Евросоюза многие правительства вынуждены подстраиваться под избирательные циклы. В преддверии скорых перевыборов они опасаются принимать непопулярные решения, а значит кардинально решать проблемы.
Экономический кризис выявил немало слабых мест в Евросоюзе. Дело в том, что, вступая в сообщество, каждая страна добровольно согласилась с потерей части своего суверенитета, прежде всего экономического, передав ряд функций объединенным органам управления. Но если этим можно было поступиться в благополучные годы, то во время серьезных экономических трудностей многие государства ЕС стали всерьез тяготиться взятыми на себя обязательствами.
Так, рекомендуемый дефицит годового бюджета, принятый в странах Евросоюза, составляет 3 процента. Однако на деле большинство государств в эту цифру не только не укладывается, но и превышает ее в несколько раз. Например, в Испании дефицит составляет более 11 процентов, в Греции приближается к 13 процентам. Более того, превышение расходов над доходами относительно благополучной Англии в последнее время также составляет около 13 процентов. Этим, в свою очередь, очень недовольны экономически сильные и дисциплинированные державы, прежде всего Германия (дефицит бюджета 3,3 процента), население которых считает аутсайдеров Евросоюза иждивенцами и лентяями.
О росте иждивенческих настроений в Евросоюзе говорят и многие независимые эксперты. Берлин в связи с этим предлагает жестко штрафовать нарушителей финансовой дисциплины, однако Германии в этом вопросе противостоит другой тяжеловес Евросоюза – Франция, где финансовая дисциплина также не на высоте, а кроме того, в 2012 году там предстоят президентские выборы.
Не улучшает положения стран Евросоюза и растущий приток мигрантов. Большинство приезжающих из Африки и Азии не торопится начинать работать, вполне комфортно ощущая себя в роли граждан, получающих пособие, которого вполне хватает на жизнь. К тому же за счет высокой рождаемости доля мигрантов и их потомков стремительно растет. При этом они не растворяются в среде коренных европейцев, а держатся обособленно, живут общинами и сохраняют прежний жизненный уклад, культуру и традиции.
Эффективного решения этой проблемы не нашло ни одно из правительств Старого Света. Их либеральное законодательство и вообще вся система ценностей оказались не готовы к “мирной оккупации” выходцами из бывших колоний.
Да, страны Евросоюза по-прежнему имеют высокий жизненный уровень населения и передовые позиции в мировой экономике. Но перечисленные трудности и проблемы, которые сегодня преследуют Европу, имеют долговременный характер и в перспективе вряд ли будут разрешимы. Поэтому с большой долей вероятности можно говорить о том, что этот континент не станет локомотивом по выводу мировой экономики из кризиса. Более того, массовое переселение в Старый Свет выходцев из Африки и Азии может не только существенно ослабить политическое влияние объединенной Европы, но и в ближайшие десятилетия кардинально изменить ее облик, к которому давно привыкли во всем мире.