Ситуация в Ошской и Джалал-Абадской областях Киргизии после прошедших там межэтнических столкновений киргизов и узбеков остается взрывоопасной. Понимая это, временное правительство страны попросило во-оруженной помощи у Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Власти Киргизии с опаской ожидают предстоящие поминки по погибшим в межнациональных столкновениях. Напомню, по разным данным, жертвами конфликта стали от трехсот до двух тысяч человек. Россия и другие страны продолжают оказывать Бишкеку гуманитарную помощь, однако одной ее недостаточно – в результате погромов и поджогов без крова остались тысячи семей, которые могут явиться детонатором нового взрыва. У населения, кроме того, скопилось очень много стрелкового оружия, в массе своей люди его не сдают, даже за денежное вознаграждение. По данным киргизских силовиков, только в Оше имеется до двух тысяч оружейных единиц .
Напряженность между двумя этническими общинами подпитывается слухами, которые иногда трудно отличить от правды, а то и откровенными провокациями. Так, в армейских и полицейских подразделениях говорят о том, что неизвестные распространяют среди населения видеозаписи насилия и зверских убийств, которые провоцируют как узбекскую, так и киргизскую общины на новые столкновения.
Вместе с тем правозащитники, журналисты и население обвиняют местные власти и силовиков в попытках скрыть следы преступлений путем уничтожения всех вещдоков и материалов, в том числе и видеозаписей. Отмечено немало случаев, когда правоохранительные органы изымали такие материалы и тут же уничтожали их. Некоторые эксперты полагают, что это делает часть силовиков, участвовавшая в погромах.
Не стоит сбрасывать со счетов и опасения тех экспертов, которые предполагают, что в начавшейся кампании по выборам в парламент у многих кандидатов будет огромный соблазн сыграть на чувствах избирателей, спекулируя на теме межэтнического столкновения. Это может стать очередной порцией горючей жидкости на тлеющие угли конфликта.
В ситуации, когда что-либо понять и определить дальнейшую стратегию действий весьма сложно, временное правительство создало комиссию, призванную разобраться в причинах межэтнических столкновений и выработать дальнейшие меры по их недопущению. В нее входят тридцать представителей разных диаспор, а также три эксперта из Скандинавских стран. Планируется создание и международной комиссии, состоящей из сотрудников структур Евросоюза, ОБСЕ и ООН.
Однако главное сегодня – не допустить новых межэтнических столкновений. Понимая это, власть в Бишкеке всеми силами пытается привлечь к урегулированию конфликта внешние силы. После того как Россия устами Президента Дмитрия Медведева заявила о своем отказе от вооруженного вмешательства в конфликт, послать в эту зону своих миротворцев вызвалась Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Однако численность контингента – около пятидесяти человек – позволяет говорить скорее о некоей “разведке боем”, чем о полномасштабной операции по наведению порядка.
В этой ситуации Москва ведет себя крайне осмотрительно. И это выглядит вполне оправданно. Введение российских войск в Киргизию чревато многими опасностями – от обвинений Москвы со стороны стран Запада в имперских устремлениях до вероятных потерь личного состава в ходе возможных провокаций со стороны сил, желающих дестабилизировать регион. Отказавшись посылать в Киргизию армию, Москва вместе с тем готова работать в международной комиссии по расследованию причин трагедии, желая тем самым не отстраняться от участия в делах региона.
Что же касается будущего самой Киргизии, то оно вряд ли обещает быть беспроблемным и безоблачным. Временное правительство с помощью проведенного недавно референдума отказалось от такой формы государственного устройства, как президентская республика с большой концентрацией власти в руках одного человека, предпочтя ей парламентскую республику. Короткая история этого государства показала, что избранный президент начинает перераспределять всю власть на местах, а главное – собственность и самые привлекательные активы в бизнесе в пользу своего окружения и родственников.
Однако и рассчитывать, что в стране, насчитывающей десятки родоплеменных групп, удастся создать работоспособный парламент, который сможет решать сложнейшие, а порой и просто кричащие проблемы, сегодня вряд ли приходится. Даже если исходить из того, что ситуация с последствиями киргизско-узбекского конфликта будет развиваться по самому благоприятному сценарию. А следовательно, как сама Киргизия, так и регион в целом в обозримом будущем будут представлять из себя очаг напряженности, потенциальных внутри- и межгосударственных конфликтов.