На днях спецназ военно-морских сил Израиля захватил в Средиземном море гуманитарный морской конвой “Флотилия свободы”, направлявшийся в палестинский сектор Газа. В результате инцидента с применением оружия погибли, по разным данным, от девяти до девятнадцати активистов из разных стран, находившихся на борту турецкого парома “Мави Мармара”.
Около тридцати человек ранено. Этот случай резко ухудшил отношения Израиля с мусульманским миром и рядом европейских стран. А в долгосрочном плане инцидент может заморозить контакты Тель-Авива даже с теми исламскими странами, которые до сих пор были настроены к нему не столь агрессивно.
По инициативе Турции и Ливана было созвано специальное заседание Совета Безопасности ООН, на котором действия Израиля получили осуждение. Ряд государств уже отозвал своих дипломатических представителей из Тель-Авива. Во многих мусульманских и европейских странах прошли антиизраильские выступления. С критикой действий израильской стороны выступила и Россия.
Напомню: Тель-Авив ввел блокаду сектора Газа в 2007 году после того, как власть в результате вооруженного переворота здесь захватила радикальная группировка “Хамас”, называющая своей главной целью уничтожение Израиля. В Турции в ответ на это было создано движение “Свободная Газа”, которое занялось организацией оказания международной помощи населению блокадной палестинской территории.
Нынешний гуманитарный конвой был уже девятым, направляемым в сектор Газа. Все предыдущие Тель-Авив с помощью своих военно-морских сил останавливал и направлял в ближайший порт Ашдод, где разгрузка и переправка грузов адресату велась под присмотром израильской стороны.
На этот раз на судах “Флотилии свободы” везли цемент, сборные дома, установки для очистки воды, инвалидные коляски, медицинские лаборатории и другие гуманитарные грузы. Состав сопровождающей их делегации был довольно представительным – около 700 активистов из 40 стран, в том числе Турции, США, Великобритании, Канады, Австралии, Греции, Алжира, Германии, Норвегии.
Версии произошедшего 31 мая инцидента обе стороны представили разные, но понятно главное – жесткая позиция Израиля по отношению к палестинскому движению “Хамас” бумерангом ударила по нейтральным странам, которые, потеряв своих граждан, вынуждены реагировать, и в данном случае реагировать жестко.
Так, в частности, поступает Турция. На кораблях “Флотилии свободы” большинство пассажиров были ее гражданами, четверо из них погибли. Во многом именно поэтому официальная Анкара инициировала рассмотрение вопроса о штурме каравана в Совете Безопасности ООН и одной из первых отозвала своего посла из Израиля. А премьер-министр страны Реджеп Эрдоган выступил с неприкрытой угрозой: “Турция не оставит эти действия безнаказанными”, чем вызвал в парламенте бурные аплодисменты…
Однако, думается, действовать столь решительно Турция начала не только из-за гибели своих граждан, хотя и это сыграло немалую роль. Анкара в последние годы ведет то скрытую, то явную борьбу за место лидера в мусульманском мире. На эту роль в той или иной степени претендуют также Иран, Саудовская Аравия, Сирия и Египет. Положение Турции и Ирана в данном случае несколько необычное – они пытаются идейно возглавить мусульманский мир, большинство которого составляют арабские государства. В Турции же и Иране проживают другие этносы. Но если влияние Ирана в последнее время из-за конфликта с США и их союзниками несколько снизилось, то Турция все удачнее начала играть роль некоего посредника, дипломатического мостика между Западом и исламским миром, что придало ей значимость в лице как одной, так и другой стороны.
Активно действовала Анкара и как связующее звено между Тель-Авивом и исламским миром. Да и вообще отношения между Турцией и Израилем в последние десятилетия последовательно улучшались. Теперь же, после инцидента 31 мая, Анкара оказалась перед нелегким выбором – отреагировать максимально жестко, чтобы не потерять лицо в глазах мусульманского мира, или попытаться сгладить конфликт, но остаться в роли связующей нити.
Судя по предпринятым мерам, Турция предпочла первый вариант, а это означает, что всякие контакты Израиля с Палестиной в ближайшей перспективе будут крайне маловероятными. Как и с теми мусульманскими странами, которые не ставят во главу своей политики уничтожение Израиля как государства. Даже несмотря на то что после случившегося Тель-Авив смягчил режим блокады сектора Газа. Другими словами, на Ближнем Востоке разгорается очередная “холодная война”, которая стабильности этому региону в любом случае не прибавит.