На днях в Киргизии силы, поддерживающие экс-президента Курманбека Бакиева, попытались взять власть на юге страны, однако временному правительству удалось пресечь эту акцию. Есть человеческие жертвы. Между тем внутриполитическое и социально-экономическое положение в стране остается крайне сложным и неопределенным.
Напомню, 7-8 апреля в стране произошел государственный переворот. В результате массовых беспорядков, которые устроили десятки тысяч жителей, в основном молодежь, власть перешла в руки временного правительства во главе с одним из лидеров оппозиции Розой Отунбаевой. Свергнутый президент Курманбек Бакиев был вынужден покинуть страну, он получил убежище в Белоруссии.
Специфика Киргизии заключается в том, что страна традиционно расколота на север и юг не только географически, но и кланово, этнически. При первой “революции тюльпанов” в марте 2005 года главный повод для недовольства оппозиции заключался в том, что выходец с севера Аскар Акаев не допускал к власти даже лояльных ему южан. К тому же жители южных регионов считали, что они более северян ущемлены в социально-экономическом плане.
Сейчас все значительно сложнее. Оппозицию составляют люди, которые в большинстве своем когда-то выступили против Аскара Акаева вместе с Курманбеком Бакиевым. И среди них немало выходцев с юга.
Главным поводом для недовольства стала деятельность приближенных и родственников Бакиева, особенно его сына Максима, по присвоению наиболее доходных активов экономики страны. “Взрывоопасный материал” для социального взрыва в государстве с крайне низким уровнем жизни найти не составило никакого труда.
Вместе с тем положение нынешнего временного правительства выглядит очень неустойчиво. Отставленный от власти Курманбек Бакиев и его родственники имеют серьезное влияние в южных регионах страны и, что немаловажно, значительные финансовые ресурсы для дестабилизации положения. Попытки такой дестабилизации они уже осуществляют и, вероятно, в дальнейшем продолжат тактику организации народных волнений.
Россия в этой ситуации повела себя осторожно: с одной стороны, признала временное правительство Киргизии, а с другой – ее явно насторожили слова Розы Отунбаевой о том, что американская военная база в Манасе, возможно, останется в Киргизии и впредь.
Напомню, что главной претензией Москвы к экс-президенту Бакиеву было невыполненное им обещание о ликвидации этой базы и чрезмерно тесное военное сотрудничество с американцами.
Не остаются безучастными к этой стратегически важной стране и США с Китаем. Вашингтон и Пекин пытаются наладить отношения с новой властью в Бишкеке, чтобы защитить свои интересы в регионе. Американцы рассматривают Киргизию как удобный плацдарм для переправки грузов и войск в Афганистан, а китайцы преследуют цель экономической экспансии во всех странах-соседях, в том числе и в Киргизии.
Сможет ли удержаться у власти в Бишкеке временное правительство, во многом зависит от России, Китая и США. Пока все они заняли выжидательную позицию, давая возможность самим киргизским элитам определиться с избранием лидера и нового правительства.
Главное, в чем не заинтересованы ни названные страны, ни соседи Киргизии, так это в серьезной дестабилизации положения в стране и возможном начале гражданской войны, которая может привести к полному хаосу. России такие сценарии невыгодны прежде всего – в Киргизии до сих пор остается довольно большое количество русскоязычного населения, интересы и безопасность которого могут оказаться под угрозой. Как, впрочем, и интересы российского бизнеса, который имеет свои активы в киргизских электростанциях, урановых и золотых рудниках. Беженцы же в случае возникновения хаоса хлынут не только в Казахстан, часть их непременно достигнет и России.
Главной проблемой для новой власти в Киргизии сегодня является не только удержание рычагов управления страной, но и собственная легитимизация. Пять лет назад со свержением президента Аскара Акаева в ходе “революции тюльпанов” в стране был запущен маховик нелигитимной, силовой смены власти при помощи толпы озлобленных людей. Под этим маховиком оказался сегодня сам Курманбек Бакиев – один из главных участников революции 2005 года. Теперь на властном Олимпе – его бывшие соратники. Окажутся ли они заложниками созданной ими системы насильственных переворотов в Киргизии, покажет время.