Новая власть на Украине в течение последнего времени сделала немало шагов по сближению с Россией, что вызвало крайнее раздражение в лагере “оранжевой” оппозиции. Страна же по отношению к Москве в очередной раз раскололась на две противоборствующие части. Между тем два государства ускоренно налаживают сотрудничество, и прежде всего в экономической сфере.
За короткий срок новому украинскому лидеру Виктору Януковичу удалось добиться главного, без чего нация неизбежно скатывалась к экономическому коллапсу, – существенно снизить цену на российский газ. Теперь он будет стоить Киеву не как при власти “оранжевых” – более трехсот дол-ларов за тысячу кубометров, а на треть дешевле. Правда, в обмен на это Россия добилась продления пребывания в Крыму своего Черноморского флота еще на 25 лет, до 2042 года.
Примечательно, что после достигнутых договоренностей Москва не стала, как прежде, отрицать, что применила цены на энергоресурсы как аргумент в достижении политических целей. На этот раз все было слишком очевидно и прозрачно. Реакция стран Запада на договор между Россией и Украиной тоже была на редкость пассивной – вялое недовольство в высказываниях политиков свелось в конечном итоге к формуле: “Две суверенные страны вправе договариваться о том, о чем считают нужным”.
Виктор Янукович сделал знаковые шаги навстречу России и в гуманитарной сфере. Он отменил указ бывшего президента Виктора Ющенко о присуждении звания Героя Украины Степану Бандере, заявил, что политика голодомора не была направлена только и исключительно на украинцев, а также создал значительные послабления для развития русского языка. Все это, безусловно, поставило отношения между странами с головы на ноги, сделав их почти доверительными. При прежнем руководстве Украины это просто невозможно было представить.
Теперь “оранжевой” команде остается только резко критиковать Виктора Януковича, пользуясь трибуной оппозиции. Так, Виктор Ющенко заявил недавно, что Украина стала “стратегическим российским холопом”. А экс-премьер-министр Юлия Тимошенко обвинила новую власть даже в создании планов ликвидации Украины как суверенного государства.
Однако, хотя политика и является важнейшим элементом взаимоотношения стран, ключевой сферой для Москвы и Киева теперь становится сотрудничество в экономической сфере.
До развала Советского Союза самая тесная экономическая интеграция существовала между РСФСР и Украинской ССР, учитывая, что последняя имела хорошо развитые тяжелую промышленность, машино-, авиа-, судостроение, другие высокотехнологичные отрасли. И восстановление прежних связей, вне всякого сомнения, пойдет на пользу двум сегодняшним суверенным государствам. Похоже, что это осознали и политические элиты обеих стран.
Только за последнее время озвучены планы по созданию совместных компаний в транспортировке газа, атомном машиностроении, судостроении, авиационной промышленности. Речь идет об обмене активами российских и украинских предприятий, что делает их собственниками как одну, так и другую сторону, создавая смешанный капитал компаний. И компании эти, как говорили раньше, теперь являются флагманами экономики двух государств.
При распаде СССР в 1991 году вся промышленность принадлежала государству, и хозяйственные связи суверенных Украины и России были разрублены по живому волевым решением власти. Если же произойдет взаимопроникновение двух национальных бизнесов в нынешних, рыночных условиях, разделить их будет крайне непросто. По всему видно, что российское руководство сегодня четко осознало это и ведет целенаправленную политику по форсированному объединению двух экономик. И если за ближайшие годы это удастся сделать, даже возможный приход к власти “оранжевой” команды уже вряд ли сможет порушить сложившиеся экономические связи, за которыми стоят интересы мощных финансовых группировок, влияющих в том числе и на принятие политических решений.
Таким образом, старая формула “Пока купцы торгуют, пушки молчат” вполне может быть со временем реализована на примере России и Украины.