В среду исполнилось пять лет со дня “революции тюльпанов” в Киргизии. Президент Курманбек Бакиев приурочил к этой дате проведение курултая (съезда). Мероприятие не обошлось без выступления оппозиции, которое стало следствием экономических трудностей, переживаемых страной. Между тем многие наблюдатели, отмечающие изменение внешнеполитической ориентации нынешней власти, особенно в части военного сотрудничества, связывают это с желанием Бишкека выправить, в том числе, и экономическую ситуацию.
Напомню, что в прошлом году американцам удалось сохранить свое присутствие на военной базе Манас, которую США получили в 2001 году во время боевых действий в Ираке. Руководство Киргизии начало говорить о ликвидации этого военного объекта еще в 2006 году, однако все кончилось лишь повышением платы американцев за аренду базы: сначала с 2 до 17,5 млн. долларов в год, а потом и до 63 млн. долларов. А в прошлом году Вашингтону удалось добиться от Бишкека того, чтобы трансформировать военную базу Манас в Центр транзитных перевозок грузов в Афганистан. Многие эксперты расценили это как обыкновенную смену вывески. Тем более что центр будет работать за зоной гражданского аэропорта, сохранит полную автономность и никакого таможенного оформления там не предусмотрено. Это означает, что проверить, какие грузы через него проходят – военные или гражданские – будет невозможно.
Между тем Россия ранее простила Киргизии долг в 173 млн. долларов, согласилась выделить кредит в два миллиарда долларов и еще выдала 150 млн. долларов в качестве безвозмездной помощи. Большинство наблюдателей сходится в том, что эти деньги были выделены за полную ликвидацию военной базы Манас, чего в конечном счете не произошло.
А на прошлой неделе стало известно, что Бишкек и Вашингтон прорабатывают вопрос о строительстве на юге Киргизии, в Баткенской области, тренировочного центра стоимостью 5,5 млн. долларов. В Министерстве обороны Киргизии заявили, что в центре станут проходить подготовку подразделения специального назначения всех силовых структур страны. В учебном городке будут построены казармы, столовая, учебные классы, полоса препятствий и другие объекты. Кто будет выполнять роль инструкторов в подготовке спецназа, пока неизвестно.
Помимо этого США в последнее время оказывают армии Киргизии и другую помощь, в основном финансовую. Среди объектов, строительство которых финансируют США, – объединенный учебный центр на базе войсковой части в поселке Кой-Таш, военный госпиталь в селе Беш-Кунгей, учебный комплекс для сил специального назначения в городе Токмак. Кстати, последний находится всего в десяти километрах от взлетно-посадочной полосы российской военной базы в Канте.
Таким образом, пока Москва и Бишкек заявляли о своем военном сотрудничестве и наращивании российской воинской группировки (об этом говорили в прошлом году на неформальном саммите ОДКБ российский и киргизский лидеры), США не без успеха такое сотрудничество осуществляли.
А Россия снижает уровень даже имеющегося присутствия. Так, заканчивается перевод на новое сокращенное штатное содержание российской авиационной военной базы в Канте. Там сворачивается вся социальная инфраструктура, десятки семей летного состава уезжают в Россию, а военные будут служить вахтовым методом. Это связано с оптимизацией расходов на зарубежные базы.
Если говорить о политике киргизского руководства, то у президента Курманбека Бакиева сейчас очень сложное положение. Имея давние напряженные отношения с соседним Узбекистаном из-за дефицита воды и межэтнических раздоров, непрекращающиеся стычки на киргизско-узбекской границе, он пытается привлечь в регион какую-то сдерживающую силу. Сначала планировалось, что в качестве таковой выступит Россия, которая разместит на юге Киргизии свой воинский контингент. Однако Москва позднее отыграла назад после того, как недовольство подобной перспективой выразило узбекское руководство. И тут же на место России пришли США, с помощью которых Бишкек согласился обезопасить себя от агрессии со стороны соседа.
С другой стороны, киргизское руководство пытается лавировать между США и Россией в целях получения от них денежных вливаний в свою экономику. Россия, судя по всему, решила заморозить сотрудничество с властями Киргизии после того, как они, по мнению Москвы, нецелевым способом использовали кредит в 450 млн. долларов, выданный Бишкеку нашей страной.
Между тем регион Средней Азии и, в частности, Киргизия обрели неоценимое геостратегическое значение – имея здесь свои вооруженные силы, США смогут угрожать и России, и Китаю, и даже Ирану. Таким образом, наращивание Соединенными Штатами своего военного присутствия в Киргизии становится небезопасным уже для всего региона.