В Китае прошло обсуждение отчетного доклада премьера страны Вэнь Цзябао высшему законодательному органу государства – Всекитайскому собранию народных представителей. Пока руководству страны, несмотря на имеющиеся проблемы, удается держать ситуацию и не допускать масштабного социального взрыва. Многие страны могли бы позавидовать и тем достижениям, которые демонстрирует экономика Поднебесной.
В отчете о положении в стране, который по смыслу и значению напоминает Послание Президента России Федеральному Собранию, содержится признание, что прошлый год был самым тяжелым для страны за нынешнее столетие. Тем не менее, если сравнивать развитие китайской экономики с другими государствами, картина получается интересная. Так, в прошлом году ВВП Китая вырос на 8,7 процента (в России – падение на 7,9 процента), в нынешнем году эта цифра должна быть примерно такой же или чуть снизиться. Вместе с тем главными причинами таких результатов стал не рост внутреннего потребления, как планировали власти в Пекине, а резкое увеличение государственных расходов и кредитования. Причем, что касается последнего, то значительно выросло количество “плохих” кредитов, то есть тех, возврат которых остается под большим вопросом.
Китай во время кризиса продолжает удерживать позиции “всемирного производителя”, его товары по-прежнему поступают во все уголки мира, и это позволяет ему обеспечивать себя валютой, имея приличное положительное сальдо в торговле с другими странами. Накопленную валюту Пекин предпочитает вкладывать в ценные бумаги США, являясь крупнейшим инвестором в экономику этой страны. Таким образом, сложилась ситуация, когда две конкурирующие в мировой политике державы имеют тесно переплетенные экономики, уже не способные существовать друг без друга.
Между тем это не избавляет Пекин и Вашингтон от взаимных претензий. Так, Соединенные Штаты давно проявляют недовольство искусственно заниженным, по их мнению, курсом юаня по отношению к другим мировым валютам. Что якобы позволяет Китаю продавать свои товары дешевле на мировых рынках, вытесняя других производителей. Такую претензию высказал в одном из своих последних выступлений президент США Барак Обама. Однако в Пекине каждый раз твердо отвергают эти претензии, что вполне можно понять, – на экспорте держится вся экономика Поднебесной и идти на уступки в этом вопросе было бы крайне опрометчиво.
Некоторые эксперты всерьез опасаются и роста военной мощи Китая. В последние двадцать лет военный бюджет страны ежегодно растет на 10 процентов, и только в прошлом году рост составил 7,5 процента. Однако это связывают не столько с кризисом, сколько с завершением армейских реформ. Огромные вливания в бюджет военных позволили провести масштабную модернизацию армии. И если, как считают наблюдатели, США и странам НАТО по этому поводу вряд ли стоит беспокоиться, то России, имеющей общую границу с Поднебесной и немалые практически заброшенные территории на востоке, стоит по этому поводу задуматься.
Однако в Китае далеко не все обстоит так гладко. С начала года в стране значительно выросла безработица, увеличилось число социальных волнений, особенно среди крестьян. Протестные настроения наблюдаются и среди выпускников вузов, большинству из которых не удалось найти работу, и выходцев из села, потерявших заработок в городе. Пекин принимает все меры, чтобы не допустить массовых выступлений. Так, в текущем году в помощь деревне будет выделено более 140 млрд. долларов, на поддержку занятости – 6,3 млрд. долларов. Кроме того, действуют программы по трудоустройству на селе выпускников вузов.
Для нынешнего китайского руководства характерным является и то, что оно, несмотря на кризис, решило не экономить на образовании. На эти цели традиционно выделено 4 процента всего бюджета. “Без образования, отвечающего мировым стандартам, у нации нет будущего”, – подчеркнул премьер на сессии Всекитайского собрания народных представителей. А в следующей пятилетке (Китай по-прежнему планирует свое развитие на эти временные периоды) резко возрастут расходы на науку и новые технологии, особенно в области энергоэффективности.
Но самым необычным для страны шагом, призванным сгладить напряжение в обществе, станет попытка некоторой демократизации политической системы. “Модернизация и экономические реформы в нашей стране могут потерпеть неудачу без изменений в политической сфере, – заявил премьер на сессии. – Надо признать, что работа правительства в значительной мере не отвечает ожиданиям населения”.
Предполагается, что будет усилена борьба с коррупцией, местным СМИ разрешат расследовать злоупотребления чиновников, но при условии, что критика не будет распространяться на систему власти в целом. Продолжатся эксперименты с введением прямых выборов в уездах, а также будет проведена некоторая либерализация законодательства. Руководство страны надеется, что все эти меры помогут вывести огромный “китайский корабль” из кризиса с минимальными потерями.
Говоря же о стране в целом, можно констатировать, что Поднебесная сегодня является одним из немногих государств, которым удается относительно успешно переживать экономический кризис. И он, по всей видимости, не станет препятствием на пути Китая к статусу второй по значимости после США мировой державы. А возможно, даже и поспособствует этому.