Обсуждение законопроекта “О бюджете Республики Татарстан на 2010 год” на сессии Госсовета РТ 5 ноября 2009 года

Доклад министра экономики Марата Сафиуллина
Сегодня, вследствие рецессии, ситуация в мировой экономике существенно изменилась. По словам лауреата Нобелевской премии Пола Кругмана, “почти наверняка в ближайшее время придется научиться жить с беспорядком. То есть нам придется быть готовыми к разного рода проявлениям несовершенства рынков. Нельзя отключать экономические противовесы и системы безопасности, полагаясь на то, что рынок начнет сам решать все проблемы”.

Поэтому регулирующая и гармонизирующая функция государства теперь как никогда актуальна. Помимо этого важного тренда при разработке основных составляющих прогноза социально-экономического развития мы постарались учесть важнейшие приоритеты, которыми руководствуется наша республика в своем поступательном движении. Речь идет о пяти важнейших задачах развития Татарстана в период кризиса, поставленных Президентом РТ Минтимером Шариповичем Шаймиевым на июльском заседании Государственного Совета, среди которых ключевой является выполнение социальных обязательств перед населением и обеспечение надлежащего качества государственных и муниципальных услуг.

Учитывая масштабность рассматриваемого вопроса и формат выделенного времени позвольте в выступлении в большей степени остановиться:
на складывающихся тенденциях;

на том, как кризис повлиял на качество жизни и показатели конкурентоспособности;
на основных угрозах и ограничениях развития, и в конце – на важнейших составляющих прогноза и ближайших задачах социально-экономического развития.

Республика в целом развивается в соответствии с общероссийскими тенденциями, но при этом традиционно показывает несколько более позитивную динамику. Сейчас уже определенно можно сказать, что в целом удалось контролировать ситуацию и нивелировать наиболее болезненные процессы.

За истекший период текущего года экономика сжалась на 7% (в Российской Федерации – на 10%). Промышленное производство сократилось на 12,6% (в России – на 13,5%). При этом важно отметить, что в третьем квартале в промышленности наблюдался небольшой ежемесячный прирост. В октябре индекс промышленного производства составил чуть более 90% по сравнению с прошлым годом. В январе было 82%.
Падение производства снизило и активность грузоперевозок, здесь объемы составили 90% прошлогоднего уровня (в России – 80%).

В то же время развиваться более устойчиво нам позволило то, что стабильно функционировал строительный комплекс. Здесь за девять месяцев наблюдался небольшой рост при том, что в стране отмечено снижение более чем на 18%. Уже введено более 1,5 миллиона кв.м жилья.

Несмотря на непростые погодные условия нынешнего года и сложную конъюнктуру, достаточно стабильно работал агропромышленный комплекс. В отличие от среднероссийских тенденций вполне устойчива динамика и розничного товарооборота.
Теперь о социальной сфере. Важнейшим индикатором эффективности государственной политики в этом направлении является изменение интегрального показателя – качества жизни населения. Хотелось бы подчеркнуть, что в целом, благодаря реализации комплекса правительственных антикризисных мер, в текущем году удалось сохранить его основные параметры на уровне прошлого года, как и было поручено нашим Президентом. По всем секторам социальной сферы гарантированные государством обязательства выполнены в полном объеме.

Хорошей динамикой характеризуются показатели развития физкультуры, спорта и транспортной инфраструктуры, что во многом обусловлено подготовкой к проведению Универсиады 2013 года. Выраженные позитивные процессы наблюдаются в здравоохранении, развитию которого в последние годы уделяется большое внимание.

Как основной результат – продолжительность жизни достигла более 70 лет. На это значение мы планировали выйти только к 2011 году. Важным позитивным сигналом является и то, что начиная с июля в республике происходит рост населения. Впервые за 16 лет число родившихся превышает число умерших более чем на 200-300 человек. А это значит, что социальное развитие идет в правильном направлении.

К сожалению, остаются и проблемы, сдерживающие повышение качества жизни. Это замедление роста доходов населения, качество образования, которое, несмотря на небольшой рост, все еще находится на низком уровне, и экологическая ситуация.
В январе-августе среднемесячная заработная плата в республике составила 14,7 тыс. руб. (в среднем в ПФО – 13,5 тыс. руб.) и выросла на 1,8% к прошлому году. Меньшей в то же время была и инфляция. Потребительские цены с начала года выросли на 6,8% (в России – на 8%). В силу указанных обстоятельств реальная заработная плата снизилась на 8%.

Хочу обратить ваше внимание и на такой важный момент: несмотря на сложную экономическую ситуацию, темпы роста заработной платы бюджетников, в частности, в здравоохранении и образовании, в первом полугодии составили 11-13%, аналогичная ситуация наблюдалась и в сельском хозяйстве. То есть реальная заработная плата в этих видах деятельности возросла на 4-6%.

Начинает постепенно восстанавливаться покупательная способность населения (соотношение денежных доходов и прожиточного минимума на душу населения), которая за 9 месяцев составила 3,6 раза. Вдвое (с 5,8 до 14,5%) выросла сберегаемая часть доходов населения.

Улучшению ситуации способствовала и масштабная антикризисная политика, которая проводится Правительством, начиная с октября прошлого года. Реализуются шесть важнейших программ:

1. Президентская программа социальной ипотеки, по которой строится доступное жилье для людей с невысокими доходами и молодежи. Для ее реализации мобилизовано свыше 17 млрд.руб.

2. Программа развития транспортной инфраструктуры с объемом финансирования 12 млрд.руб.

3. На проектирование и строительство объектов Универсиады-2013 направлено порядка 11 млрд.руб.

4. Совместно с Министерством регионального развития РФ осуществляется Программа капитального ремонта много-квартирных домов стоимостью 9,7 млрд.руб.

5. При поддержке Министерства здравоохранения и социального развития РФ реализуется программа, направленная на снятие напряженности на рынке труда, ее финансирование составляет 2,9 млрд.руб.

6. По российской программе переоснащения автомобильной и коммунальной техникой республике выделено на закупку спецтехники 1,3 млрд.руб.

Большим подспорьем и катализатором экономического развития в этом году стал проект по строительству комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске, который, несмотря на осложнение обстановки в финансовой сфере и снижение цен на углеводороды, реализуется акционерным обществом “Татнефть” (общая стоимость данного проекта составляет 266 млрд. руб.). Это поддержало не только сферу строительства, промышленность строительных материалов, но и машиностроителей, производителей металлоконструкций.
Важным элементом антикризисной работы стала поддержка предприятий и стимулирование их деловой активности. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить вас, уважаемые депутаты, за поддержку инициатив Правительства и оперативную работу в ходе принятия законов, снижающих ставки налогов для наших предприятий.

Так, налог на прибыль снижен на 4,5% для предприятий обрабатывающей промышленности, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, выполняющих государственный оборонный заказ.

Субъектам малого и среднего предпринимательства, применяющим упрощенную систему налогообложения, налоговые ставки сокращены с 15% до 5%.

Сегодня вашему вниманию мы хотели бы представить еще один законопроект, направленный на поддержку новых производств, модернизацию и техническое перевооружение.

Хотелось бы отметить работу федеральных органов и нашего Правительства по предоставлению мер государственной поддержки системообразующим предприятиям. В результате государственные гарантии для получения кредитов были предоставлены КамАЗу (7,2 млрд.руб.), “Соллерс-Набережные Челны” (700 млн.руб.); “Нэфис Косметикс” (2,5 млрд.руб.), “Завод им.Горького” (1,5 млрд.руб.).

КАПО им.Горбунова выделены ассигнования из федерального бюджета в размере 4,1 млрд. рублей на увеличение уставного фонда и открыта кредитная линия на сумму до 1,5 млрд.рублей на пополнение оборотных средств.

Кризис обнажил ряд стратегических угроз перед страной и республикой, которые нам необходимо разрешить в самой ближайшей перспективе.

1. Уменьшается, несмотря на снижение ставок рефинансирования, доступность финансовых средств. Практически не увеличилась в текущем году сумма кредитов экономике, сумма кредитов населению сократилась на 15%.

2. Напряженной остается ситуация на рынке труда. Практически в три раза с начала года выросла безработица (с 20 тыс. до 52 тыс. человек в октябре).

3. Наблюдается непропорциональный рост кредиторской и дебиторской задолженности (почти на 50% с начала года). У предприятий отвлекаются значительные ресурсы, снижаются инвестиционные возможности.

4. Необоснованно, в основном из-за несбалансированной федеральной политики, растет тарифная нагрузка на экономику, отвлекая и без того остродефицитные средства и сокращая экономическую эффективность и потенциал развития.

5. Медленно идет восстановление мировой и общероссийской экономики, в которую Татарстан сильно интегрирован.

6. Укрепление рубля негативно действует на нашу экспортно ориентированную экономику.

На решение этих краеугольных проблем должны быть направлены усилия общества и всех ветвей власти.

Исходя из тенденций, ожидаемых итогов, запланированных антикризисных программ прогноз на 2010 год видится следующим.

Валовой региональный продукт увеличится в сопоставимых ценах на 2,4% к уровню 2009 года (ВВП России – на 1,6%). Этому будет способствовать рост промышленного производства – на 2% (в России – на 1,9%) и более динамичное, чем в Российской Федерации, развитие других секторов экономики: сельского хозяйства – на 4,7% (в России – на 2,4%), торговли – на 3% (в России – на 1,5%), строительства – на 3% и транспорта – на 2%. Расчеты основаны на сценарных условиях развития экономики России, которые предусматривают цену нефти марки “Urals” 58 долларов за баррель1, среднегодовой курс доллара – 33,9 руб.2, . инфляцию на уровне 10%.

Для достижения запланированных параметров в 2010 году в сфере экономики необходимы:

активизация работы по привлечению инвестиций;

поддержка модернизации и технического перевооружения;

освоение новых рынков;

повышение качества среды ведения бизнеса в Татарстане.

В социальной сфере – это, прежде всего, решение вопросов повышения уровня доходов населения, снижения безработицы, улучшения экологической обстановки.

Что касается государственного управления, то будет продолжена работа по снижению административных барьеров, повышению качества государственных услуг и сокращению неэффектив

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще