Молдавия рискует стать “второй Украиной”

В прошедшие выходные в молдавском парламенте была создана коалиция, в результате чего партия коммунистов оказалась в меньшинстве.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

В прошедшие выходные в молдавском парламенте была создана коалиция, в результате чего партия коммунистов оказалась в меньшинстве. Впервые за последние восемь лет законодательную власть в Кишиневе получили либеральные и националистические силы, ориентирующиеся на европейскую интеграцию и даже на объединение с соседней Румынией.

Напомню, после выборов в парламент, состоявшихся в апреле, на улицы Кишинева вышла молодежь, обвинившая власть в подтасовке их результатов. В ходе этих беспорядков были разрушены многие административные здания в центре столицы страны, а власти и стражи порядка тогда проявили не совсем объяснимую пассивность. Показателен тот факт, что коммунисты заняли тогда 50 мест из 101 в парламенте, но ни один человек из партий оппозиции не перешел к ним во фракцию, и пришлось назначать новые выборы, так как не удалось набрать большинства для избрания президента (с 2000 года в Молдавии отменены всеобщие выборы первого лица государства).

В результате повторного голосования коммунисты набрали больше всего голосов в парламенте – 48, однако оппозиционные партии сумели договориться о создании коалиции, включающей остальные 53 голоса.

Создалась ситуация, когда президент страны Владимир Воронин возглавляет компартию страны, а парламентское большинство, в которое вошли  либералы, либерал-демократы, демократы и представители альянса “Наша Молдова”, составляет ему жесткую оппозицию. И если законодательному органу не удастся избрать другого президента, такое положение вещей может сохраняться довольно долго.

Для того же, чтобы выбрать лидера страны, в парламенте необходимо набрать 61 голос. Эксперты говорят, что для этого коалиция либеральных сил может попытаться переманить к себе недостающее число депутатов из фракции коммунистов. А в случае, если это сделать не удастся, предпримет все для того, чтобы вернуть процедуру всенародных выборов главы государства.

Между тем в молдавском обществе все более крепнет недовольство правлением Воронина. Связано это в том числе и с тем, что его окружение и родственники владеют наиболее привлекательными активами в экономике страны, и независимые наблюдатели считают, что получены они за счет властных рычагов президента.

Изменения в составе парламента неизменно повлекут и некоторые поправки во внешней политике страны. Либеральная коалиция уже провозгласила три основных составляющих своих действий: поддержание Молдавией статуса внеблоковой страны (этот посыл разделяется не всеми членами коалиции), партнерские отношения с Россией и интеграция в Евросоюз. Особую роль Москвы либералам приходится подчеркивать в силу наличия проблем с Приднестровьем – в мятежном регионе внимательно следят за политикой Кишинева и готовы тут же окончательно отмежеваться от Молдавии, как только та решит разорвать отношения с Россией и особенно объединяться с Румынией. Последняя угроза до сих пор реальна – в новой парламентской коалиции в Кишиневе есть силы, выступающие за создание “Великой Румынии” путем слияния двух государств. Еще больше таких сил в Бухаресте, где официально приветствовали появление нового большинства в молдавском парламенте.

Для России новый политический расклад в Молдавии пока мало что меняет. Президент Владимир Воронин вел себя в отношении нашей страны тоже часто неоднозначно – вспомнить хотя бы 2003-й год, когда он в последний момент под давлением Евросоюза отверг российский план урегулирования приднестровского конфликта. После этого отношения между Москвой и Кишиневом резко ухудшились.

Отношения с Молдавией могут осложниться в случае, если к законодательной и исполнительной власти там придут политики, ориентирующиеся на вступление в НАТО. Россия с серьезным опасением смотрит на расширение этого блока. И этому есть свои основания.

У Молдавии же, судя по всему, в будущем есть несколько вариантов развития событий. Пока нельзя сбрасывать со счетов вероятность развала созданной парламентской коалиции. Не исключено и то, что ей удастся “свалить” Владимира Воронина и тогда курс страны, в том числе внешнеполитический, может измениться достаточно круто. И, наконец, в случае, если нынешнему лидеру страны удастся сохранять свой пост на довольно длительное время, Молдавия может с большой долей вероятности стать “второй Украиной” с перманентным политическим кризисом и периодическими роспусками и перевыборами парламента.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще