Кредитный сыр для Белоруссии и европейская мышеловка

На днях с визитом в Минске побывала еврокомиссар по вопросам внешних сношений и политики добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер. С белорусским президентом Александром Лукашенко она обсудила условия предоставления кредитов Евросоюзом.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

На днях с визитом в Минске побывала еврокомиссар по вопросам внешних сношений и политики добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер. С белорусским президентом Александром Лукашенко она обсудила условия предоставления кредитов Евросоюзом. Ход переговоров показал, что европейцы хотят от Белоруссии того же, что и Москва. И даже немножко больше…

По мнению международных экспертов, экономика Белоруссии находится сегодня в сложном, но контролируемом положении. По данным Белстата, экспорт в сравнении с прошлым годом снизился на 40 процентов, а отрицательное торговое сальдо (когда в страну ввозится больше, чем продается за рубеж) превысило 2 млрд. долларов.

Однако заводы пока работают, это обеспечивает относительную социальную стабильность, но промышленная продукция поступает в основном на склад. Если в мае прошлого года там находилось около половины среднемесячного производства, то сегодня эти объемы увеличились почти в два раза.

Понятно, что кризис перепроизводства в его белорусском варианте не может продолжаться долго – необходимо или снижать объемы выпускаемой продукции, или занимать деньги. Пока Александр Лукашенко идет по второму пути. Золотовалютные резервы страны уже пополнились кредитами в размере 1,5 млрд. дол-ларов от России, 800 млн. долларов от МВФ и 500 млн. долларов от Венесуэлы. Однако, по оценкам экспертов, в ближайшее время для поддержания на плаву экономики Минску потребуется еще около 7 млрд. долларов. Сумма эта настолько велика, что, по всей видимости, в обмен на нее Александру Лукашенко придется чем-то поступиться.

Сложное положение белорусской экономики в последнее время усугубила и так называемая “молочная война” с Москвой, заставившая Минск снизить поставки молочной продукции в Россию. Кроме того, по всей видимости, между двумя странами вскоре начнется “газовая война”. Недавно руководство “Газпрома” заявило о долге Белоруссии за поставленный газ в сумме 244 млн. дол-ларов и потребовало срочно его погасить. В противном случае поставки голубого топлива могут быть сокращены.

В Минске признали только 234 млн. долларов и заявили, что рассчитываться будут постепенно, вплоть до ноября. Учитывая, что обе стороны настроены довольно решительно, вероятность нового конфликта велика.

Александр Лукашенко считает, что у этих экономических разногласий есть политическая подоплека. Недавно он заявил, что причиной конфликта является сближение Белоруссии с Западом: “Почему мы должны смотреть на Европу через забор? Вы (обращаясь к российской стороне. – П.В.) когда-то начали обниматься и устраивать отношения с НАТО, а мы до сих пор с ними не имеем отношений. Но как только наш представитель начинает встречаться с натовцами, начинается какая-то дрожь”.

Понятно, что главное, чего добивается Александр Лукашенко от Запада, – это кредиты. Беседуя с Бенитой Ферреро-Вальднер, он прямо заявил: “В Европе сосредоточены финансовые ресурсы, что для Белоруссии является наиважнейшим фактором”. Однако еврокомиссар разочаровала его, заявив, что деньги могут быть предоставлены только в обмен на продажу европейским инвесторам наиболее успешных предприятий белорусской промышленности, в основном нефтеперерабатывающего комплекса. Это, по сути дела, те же условия, на которых Москва соглашалась кредитовать Минск. Но желания европейцев этим не исчерпываются. Лукашенко, стремящемуся к политическому сближению с Евросоюзом, выставили ряд требований, среди которых – проведение избирательных компаний по европейским стандартам, улучшение законов о регистрации неправительственных организаций, а также решение проблемы политзаключенных. Так что европейский кредитный сыр оказался для белорусских властей очень похожим на приманку в мышеловке.

Огорчил Запад и тем, что в самый последний момент Парламентская ассамблея Совета Европы решила не возвращать Белоруссии статус специально приглашенного члена, как было обещано, а обусловила это введением Минском немедленного запрета на смертную казнь в стране. Сделано этого не было, и дату возвращения Белоруссии в крупнейшую организацию Европы отложили на неопределенное время.

Похоже, что на кредиты Минску может согласиться лишь МВФ. Но и он поставил условием девальвацию белорусского рубля, что болезненно отразится на гражданах страны.

Все это значительно сужает для белорусского президента поле политического маневра, на котором можно играть, используя противоречия между Евросоюзом и Россией. И если кризис продлится достаточно долго, может наступить “час икс”, когда Александр Лукашенко вынужден будет всерьез определяться с тем, кого он видит главным союзником и партнером своей страны. Учитывая, что нынешний белорусский лидер ни на йоту не желает поступаться своей властью и полным контролем над экономикой, этот выбор сделать ему будет очень непросто.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще