Россия – Белоруссия: милые бранятся все чаще

На днях белорусский президент Александр Лукашенко крайне жестко высказался в адрес российского Правительства и впервые – недвусмысленно в адрес его главы Владимира Путина.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

На днях белорусский президент Александр Лукашенко крайне жестко высказался в адрес российского Правительства и впервые – недвусмысленно в адрес его главы Владимира Путина. Такая отповедь стала ответом на слова российского министра финансов Алексея Кудрина о возможности скорого дефолта в Белоруссии и явилась очередным свидетельством кризиса в отношениях двух стран.

Александр Лукашенко в гневе заявил, что его правительство должно искать другие источники для заимствований: “Не получается в России – не надо кланяться, ныть, плакать, надо искать свое счастье в другой части планеты. Я это осознанно публично говорю”.

По мнению главы Белоруссии, Алексей Кудрин своим высказыванием “полностью консолидировался с отморозками, которые вякают на западные деньги”. Владимира Путина же Александр Лукашенко обвинил в том, что слова Кудрина были согласованы с российским премьером: “Вчера Путин сказал, что на подлете к Минску обсуждал с Кудриным ситуацию. И тут Кудрин разразился тирадой. Что, это было не согласовано (с премьером Путиным – П.В.)? Все это было согласовано”.

В позиции Москвы Александр Лукашенко усмотрел и покушение на суверенитет своей страны, заявив: “Игра затеяна по-крупному. Выстоим – будет государство, не выстоим – нас сомнут и бесплатно в карман положат, и будем потом бегать и смотреть налево и направо, чтобы нам кусок хлеба со стола кинули”.

Такие пассажи белорусского лидера уже явно не подходят под поговорку: “Милые бранятся – только тешатся”, некоторые наблюдатели даже назвали этот конфликт “холодной войной”.

Есть свои аргументы и у российской стороны – белорусы отказались взять кредит в 100 млрд. рублей, который им предлагала Москва, а требуют долларовый заем, что в условиях кризиса, мягко говоря, выглядит не совсем тактично.

Между тем, несмотря на заявления белорусского лидера, взять кредит в несколько миллиардов долларов (евро) где-либо в мире сейчас довольно проблематично.

Евросоюз принял Белоруссию в программу “Восточное партнерство”, но в ходе нее шести странам-участницам будет выделено всего 600 млн. евро, да и то в течение трех лет. Международный валютный фонд, с которым ведет переговоры Минск, тоже не слишком расположен раскошеливаться и предъявит Белоруссии в обмен на кредит ряд жестких условий по либерализации экономики, на которые Лукашенко никогда не соглашался.

Если же попытаться обратиться к американцам, они, несомненно, предложат свою помощь только взамен на политические уступки, а стать марионеткой в заокеанских руках при всей антироссийской риторике белорусского президента он вряд ли захочет. Можно понять всю сложность положения, в котором находится Александр Лукашенко, и согласиться, что его слова о возможной потере государственности – не надуманная угроза. Ведь в наше время суверенитет должен быть подкреплен экономической мощью страны, чего Минску пока явно недостает.

Непростое положение в этой ситуации и у руководства России. Лукашенко – крайне сложный переговорщик, жестко отстаивающий интересы своей страны, которые далеко не всегда совпадают с интересами Москвы. Но с другой стороны, если прекратить всякое сотрудничество и поддержку Минска, то к власти там может прийти абсолютно прозападный политик, что Россию категорически не может устроить.

Нынешний кризис в отношениях Москвы и Минска вряд ли будет последним. Подобные конфликты постоянно порождает сама ситуация, сложившаяся между двумя странами, учитывая геополитический расклад сил в этом регионе. Большая Россия и маленькая Белоруссия, не имеющая больше надежных друзей и партнеров, пытаются создать союз двух равноправных государств, что, думается, неосуществимо в принципе. И это доказывают долгие годы топтания на месте в деле создания подобного объединения.

Оно может существовать только как союз мощного целого и его придатка, при котором будет всегда существовать угроза поглощения последнего первым. Отсюда и постоянные попытки Российского государства и бизнеса выкупить наиболее привлекательные активы в экономике Белоруссии. Да и введение рубля как единой валюты – тоже шаг в этом направлении, недаром Лукашенко как может оттягивает его. Такое положение может измениться только в случае, если Минску удастся выстроить эффективную, конкурентную экономику, гораздо менее зависимую от России. Однако, судя по всему, в ближайшее время в силу ряда причин это Белоруссии не грозит.

Но есть и другая важнейшая сторона вопроса – военно-политическая. Если Минск и Москва сожгут все мосты в двусторонних отношениях, то Белоруссия если не при этом правительстве, так при другом может сменить стратегический военный союз с Россией на членство в Североатлантическом союзе. И вместо совместных сил противовоздушной обороны Москвы и Минска на территории Белоруссии могут появиться базы НАТО. Такая угроза – главный отрезвляющий стимул как для российской, так и для белорусской власти. Будем надеяться, он и впредь будет играть для них определяющую роль.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще