Злободневная проблема национально-регионального образовательного компонента, а также некоторые аспекты, связанные, в частности, со сдачей Единого государственного экзамена (ЕГЭ) на родном языке, стали главными темами пресс-конференции, прошедшей в четверг в парламенте республики.
Председатель Комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев напомнил, как развивались события вокруг поправок в Федеральный закон «Об образовании», внесенных Государственной Думой летом 2007 года. Этими поправками из федерального образовательного стандарта исключался важнейший национально-региональный компонент. Причем мнения регионов по этому поводу никто особо не спрашивал, а российские парламентарии явно лукавили, принимая решение во время летних каникул региональных законодателей. Госсовет республики одним из первых заявил о своем несогласии в этой части с думцами, в частности, в обращении к руководству страны. Тем не менее соответствующий закон вскоре получил путевку в жизнь.
— В этой ситуации Госсовет Татарстана выступил с законодательной инициативой о внесении изменений в федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», с требованием восстановить в федеральном государственном образовательном стандарте национально-региональный компонент. С аналогичной инициативой выступил и Башкортостан. Эти предложения поддержали в двадцати одном субъекте Российской Федерации. Однако Госдума нашу инициативу пока так и не рассмотрела, — уточнил Разиль Валеев.
В ноябре прошлого года в Казани прошло расширенное заседание Министерства образования и науки РФ с участием министра Андрея Фурсенко, депутатов Госдумы и региональных парламентов, руководителей профильных ведомств. В ходе заседания принципиальную позицию Татарстана в отношении национально-регионального компонента высказал Президент Минтимер Шаймиев.
В феврале нынешнего года в Госдуме состоялись парламентские слушания, где на эту же тему выступил Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин. Как подчеркнул Разиль Валеев, участники слушаний поддержали точку зрения Госсовета — федеральный образовательный стандарт необходимо восстановить в прежнем виде.
Попытки отказаться от регионального компонента вносят дисбаланс в выверенную систему образования, противоречат Конституции РФ, которая устанавливает, что общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Федерального центра и российских субъектов.
— Поэтому от своего мнения мы не намерены отказываться, но бороться будем исключительно правовыми методами, опираясь, в частности, на статьи Конституции и международные нормы. Считаем, что вопрос нужно решать в спокойной и деловой обстановке. И руководство республики, включая парламент, использует все возможности для этого, — заявил Разиль Валеев. По его словам, на ближайшем заседании Госсовета депутаты рассмотрят обращение в Госдуму с просьбой о ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, принятой в 1992 году. Если бы хартия была принята Россией, удалось бы избежать многих проблем с национальным образованием, в том числе с национально-региональным компонентом.
— Наше министерство также держит ситуацию под контролем. Мы ежемесячно принимаем активное участие в семинарах по проблемам образовательных стандартов, вносим свои предложения и коррективы, в частности, настаиваем на том, чтобы на преподавание русского и национальных языков время указывалось в равном объеме, — добавил другой участник пресс-конференции, первый заместитель министра образования и науки Данил Мустафин.
По его словам, в Татарстане сложилась уникальная в сравнении с другими регионами система национального образования. Почти половину общеобразовательных учреждений составляют национальные школы, где, кроме татарского языка, ведется также обучение на чувашском, удмуртском, марийском и других языках представителей народов, проживающих в многонациональной республике. «К сожалению, не все меры, предлагаемые новым федеральным законом в части образовательных стандартов, эффективны для регионов, так как не учитывают их особенностей», — заметил Данил Мустафин.
— Если вопрос о восстановлении компонента не решится на уровне Госдумы, не исключено, что нам придется обратиться в Конституционный Суд России, — сказал Разиль Валеев.
Тем не менее, подытожили тему участники пресс-конференции, понимание со стороны федеральных властей есть, обсуждение путей решения вопроса продолжается, и мы надеемся, что справедливость будет восстановлена и право граждан на обучение родному языку, истории и культуре не будет ущемлено.
По словам Разиля Валеева и Данила Мустафина, не менее остро сегодня в республике стоит проблема, связанная со сдачей ЕГЭ учащимися национальных школ. Напомню: федеральное Министерство образования и науки утвердило положение, согласно которому государственная (итоговая) аттестация по всем общеобразовательным предметам должна проводиться на русском языке, кроме иностранных языков. Депутат и чиновник высказали общую точку зрения: данное положение ущемляет права учеников, которым при сдаче ЕГЭ, к примеру, по математике, будет сложно понять суть задания, им потребуется больше времени, хотя бы на перевод определенных терминов.
Как заявил, в частности, Данил Мустафин, сейчас этот вопрос прорабатывается на уровне обоих министерств образования и науки — федерального и республиканского. Он надеется, что общее решение будет найдено.
Кировский райсуд Казани оправдал двух милиционеров, которые в январе 2007 года во время спецоперации штурмовали не ту квартиру и застрелили ее хозяина.
Зимой 2007 года оперативники разыскной части № 4 МВД по РТ проводили операцию по ликвидации подпольной нарколаборатории в казанском поселке Юдино. Однако, как полагает следствие, поднявшись на нужный этаж, милиционеры ворвались не в наркорассадник, а в квартиру напротив. В прихожей в этот момент находились ее хозяин Радик Рамазанов и его тесть. Последние приняли оперов в штатском, да еще с пистолетами наголо, за преступников. Завязалась борьба, раздались выстрелы. Одна из пуль смертельно ранила Радика Рамазанова. Вторая, как следует из материалов дела, рикошетом задела одного из оперативников.
Милиционерам было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий и незаконном проникновении в жилище, а Дуксу (выяснилось, что стрелял именно он) еще и в убийстве. Оперативники вины своей не признали.
По официальной версии правоохранительных органов республики, когда Дукс и Тазиев стояли на лестничной клетке, из соседней с нарколабораторией квартиры вышли двое мужчин, один из которых был вооружен молотком, и попытались завладеть их табельным оружием. Так что Дукс стрелял исключительно в целях самообороны. Ведомственная проверка признала применение оружия правомерным. По словам же потерпевшей стороны, в руках погибшего мужчины действительно был молоток, но Рамазанов в подъезд не выходил, а занимался дома ремонтом водопровода.
Судебное следствие длилось более полутора лет. Гособвинитель просил приговорить Алексея Дукса к 13 годам колонии строгого режима, Руслана Тазиева — к 6 годам общего режима. В своем последнем слове обвиняемые извинились перед вдовой убитого и повторили, что они действовали в рамках закона.