Во вторник российский газ, предназначенный для европейских потребителей, вновь стал подаваться в украинские магистрали, однако до западных получателей так и не дошел. В Киеве объясняют это техническими причинами, Европа продолжает мерзнуть, а ситуация с транзитом голубого топлива через Украину остается по-прежнему неразрешенной.
Главным отличием нынешнего конфликта от ситуации предыдущих лет является то, что в этот раз российская сторона впервые решилась идти до конца — были перекрыты не только поставки газа на Украину, но и транзит через ее территорию в Европу. Причем главным поводом к этому стал не столько долг Киева за использованный газ, который удалось большей частью погасить в последние предновогодние дни, а спор о цене газа для Украины и забор ею 10 процентов транзитного топлива на технологические нужды. И это при том, что в прежние годы она забирала на эти цели до трети предназначенного Европе газа, но его поставки на Запад никогда не прекращались.
Думается, каплей, переполнившей чашу терпения российского руководства, стала позиция Киева по цене на газ для собственных нужд. Напомню: еще в ноябре речь шла о стоимости в 230-270 долларов за тысячу кубометров, и переговоры шли довольно успешно. Однако когда согласие было уже почти достигнуто на отметке в 230-250 долларов, в дело вмешались представители ближайшего окружения президента Ющенко, заявившие, что готовы покупать газ лишь за 100 долларов. Цену в 250 долларов «Газпром» предлагал вплоть до конца дня 31 декабря, но украинская делегация «уперлась» на цифре 201 доллар за тысячу кубометров, с чем, отказавшись дальше договариваться, и отбыла домой в самый канун Нового года. Думается, именно после этого демарша Москва решила действовать максимально жестко и последовательно, применив крайние меры и вынудив европейцев вмешаться в конфликт. И результатов своих в конечном счете добилась. Как ни пыталась Украина сопротивляться внешнему контролю за транспортировкой газа по собственной территории, а с наличием европейских наблюдателей на магистралях ей пришлось смириться и соответствующий договор подписать. Это можно считать победой России, однако главные события в споре двух стран, даже если голубое топливо пойдет в ближайшее время в Европу, еще наверняка впереди.
Разногласий между Россией и Украиной сегодня более чем достаточно. В интересах Киева — поскорее выпроводить наблюдателей из страны, в то время как Москве выгоднее оставить их там на максимально длительное время. Горячие споры предстоят и по проблеме отбора газа Украиной на технологические нужды в период с 1 по 7 января, и по оставшемуся долгу Киева за прошедший год, а главное — о цене транзита голубого топлива по украинской территории для России и стоимости газа для Украины на текущий и последующие годы. Что касается последнего, то здесь расхождения наиболее велики. Если украинская сторона наконец-то «дозрела» до цены в 250 долларов за тысячу кубометров, то российская настаивает уже на среднеевропейской — 450-470 долларов. И торг здесь предстоит жесточайший, драматизм ему придаст и внутриполитическая ситуация на Украине, где команда президента Виктора Ющенко противостоит правительству Юлии Тимошенко, в том числе и по газовым вопросам. Учитывая же, что украинская экономика переживает глубочайший кризис, среднеевропейская стоимость газа может привести ее к полному коллапсу. Понимая это, Киев будет стоять до последнего.
Тем не менее некоторые последствия «газовой войны» можно просчитать, не дожидаясь ее окончания. Абсолютно очевидно, что наша страна в лице «Газпрома» понесла некоторые имиджевые потери как надежный поставщик газа в Европу. А это означает, что западные государства увеличат свои усилия по строительству газопроводов вне территории России, прежде всего Nabucco и Транскаспийского. То же самое, но уже в отношении магистралей, проходящих мимо Украины, сделает и Москва, и прежде всего на газопроводах Nord Stream и South Stream. Кроме того, Россия ведет газовую трубу в Азию, а также планирует строить танкерный флот для перевозки сжиженного газа — об этом недавно заявил премьер Владимир Путин.
Украина, безусловно, также серьезно подпортила о себе впечатление как транзитер голубого топлива. Ее позиция уже не была безоговорочно поддержана европейскими СМИ, как это было три года назад. Киев подвергся серьезной критике за неспособность договариваться вовремя, а не доводить ситуацию до форс-мажорной. И со временем оценки европейцев в отношении деятельности Украины могут стать еще более негативными — ведь теперь они могут наблюдать ситуацию «изнутри».
В очередной раз подтвердил свою недееспособность и дуэт Ющенко — Тимошенко. Ни тому, ни другой популярности этот конфликт в глазах Запада явно не прибавит.
Если же говорить о геостратегических последствиях «газовой войны», то они скажутся прежде всего на газодобывающих странах Закавказья и Средней Азии — прежде всего Туркмении, Азербайджане и Казахстане. США и Евросоюз, с одной стороны, а Россия — с другой будут применять все средства, чтобы убедить правительства этих государств проложить газовые трубы именно там, где это выгодно глобальным игрокам на энергетическом рынке. И под знаком этой борьбы пройдут, по всей видимости, ближайшие годы, а возможно, и десятилетия.