На днях пока еще действующий американский президент Джордж Буш провел экскурсию по Белому дому для своего преемника Барака Обамы. Это один из нескольких ритуальных шагов по передаче власти в Соединенных Штатах.
Между тем сегодня основной вопрос, который обсуждают внутри США и за их пределами, — это политика, которую будет проводить первый в истории страны чернокожий президент. Ему можно лишь посочувствовать, учитывая груз проблем, который он принимает. Прежде всего это жесточайший экономический кризис, перекинувшийся на весь мир, который стал закономерным итогом экономической политики Вашингтона в последние годы. Да и в целом за прошедшие восемь лет президентства Джорджу Бушу предъявить обществу особенно и нечего.
Ответ на террористические акты 11 сентября 2001 года был впечатляющим по мощи, но крайне неубедительным по результатам: развязаны две войны — в Афганистане и Ираке. Армии США и их союзников в них попросту увязли, не добившись серьезных результатов. Главный враг Америки Усама Бен Ладен не найден и продолжает периодически вещать на весь мир с помощью видеороликов. США не удалось найти общего языка и с Ираном — попытки разговаривать с позиции силы и ультиматумов с этой страной потерпели фиаско.
Если же говорить о мире в целом, то проведение нахрапистой политики единоличного мирового господства не принесло Америке ничего, кроме усиления ненависти к США в тех странах, где американцев и так не любили, и охлаждения отношений с единственной супердержавой тех, кто был с ней в той или иной мере дружен. До конца преданными остались лишь вечный союзник Великобритания да некоторые страны Восточной Европы, во что бы то ни стало пытающиеся доказать свою преданность новому хозяину.
Практику «цветных» революций также вряд ли можно признать успешной. Долговременный политический раздрай на Украине и затеянная американским ставленником Михаилом Саакашвили августовская военная авантюра — тому яркое подтверждение.
И по делам Буша — его популярность. Рейтинг действующего президента сегодня составляет от 24 до 27 процентов. Это самый низкий показатель за всю историю Америки. Буш бьет рекорд непопулярности Гарри Трумэна и Джимми Картера, деятельность которых на исходе их президентских сроков одобряли 32 и 34 процента американцев соответственно.
На фоне уходящего президента Барак Обама смотрится довольно привлекательно. И прежде всего за счет того, что является во многом антиподом Джорджу Бушу по многим характеристикам. Но как Америка, так и весь мир, особенно развивающийся, будучи в определенной степени очарованными будущим главой США, могут, думается, впоследствии обмануться.
Исходя из предвыборных высказываний Барака Обамы определить, какие реальные политические шаги он предпримет, довольно сложно. Главным недостатком избранного американского президента является его неопытность, особенно в вопросах внешней политики. Это может поставить его в сильную зависимость от окружения, когда короля начнет играть свита. Тогда американская политика если и претерпит какие-то изменения, то лишь косметические.
Так что вряд ли стоит тешить себя иллюзиями — Соединенным Штатам еще не скоро удастся снять с себя венок победителя в холодной войне, который давно сполз им на глаза и мешает увидеть реальную картину современного мира, абсолютно не желающего жить по указкам из одной столицы. И Барак Обама будет вольно или невольно проводником той стратегической линии на мировое господство, которой Вашингтон придерживался в последние годы.
Для России же определяющим является момент: продолжит ли новый кабинет демократов так полюбившуюся республиканцам практику проведения «цветных» революций на постсоветском пространстве и будет ли новая власть в Белом доме столь же упрямо пробивать идею размещения элементов противоракетной обороны в Чехии и Польше. От этого, а также от степени поддержки США властей Грузии и Украины, их желания вступить в НАТО зависит практически весь комплекс отношений между Москвой и Вашингтоном в ближайшие годы. И абсолютно понятно, что, если в затронутых вопросах Барак Обама будет не столь же агрессивен и прямолинеен, как его предшественник, степень доверия между двумя странами может быстро возрасти.