Законодатели – муниципалитетам

Ровно пять лет назад, в октябре 2003 года, был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положивший начало реформированию системы местного самоуправления.

Автор статьи: Рафис ИЗМАЙЛОВ




Ровно пять лет назад, в октябре 2003 года, был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положивший начало реформированию системы местного самоуправления. С того времени количество муниципальных образований в стране выросло более чем в 2 раза — до 24 244. Численность депутатов местных представительных органов превысила 240 тысяч человек.

Эти цифры были обнародованы 28 октября на заседании Совета по взаимодействию Совета Федерации ФС РФ с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совета законодателей). По поручению заместителя председателя этого Совета и главы парламента РТ Фарида Мухаметшина в нем участвовала заместитель Председателя Госсовета Татарстана Римма Ратникова.

Она приняла также участие в состоявшемся накануне заседании президиума Совета законодателей, на котором были рассмотрены вопросы законодательного обеспечения реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и подготовки заседания Совета законодателей.

На заседании Совета во вторник обсуждались состояние и перспективы реализации реформы местного самоуправления в Российской Федерации. «Эта тема приобрела в нынешнем году особую актуальность, — подчеркнул, открывая заседание, Председатель Совета Федерации и председатель Совета законодателей Сергей Миронов. — С нового года почти 25 тысяч муниципальных образований должны начать работать на законных основаниях», — отметил спикер верхней палаты.

Проблемы, сопровождающие реализацию закона о местном самоуправлении наряду с положительными тенденциями, детально «развернули» затем в своих докладах председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Степан Киричук, заместитель Председателя Госсовета РТ Римма Ратникова и другие выступившие в прениях законодатели.

Отметив, что в результате реализации муниципальной реформы «пройден значительный путь, по сути, от бесправных местных Советов народных депутатов, служивших зачастую декоративным придатком административно-командной системы, до современных российских муниципалитетов», что «важнейшим итогом движения к подлинному народовластию стало практическое воплощение основополагающих конституционных гарантий граждан Российской Федерации на местное самоуправление», Римма Ратникова, в частности, заявила: «К сожалению, нельзя сказать, что довольно продолжительный переходный период, прошедший с момента принятия закона, был использован со стопроцентной эффективностью». По ее словам, главной проблемой остается несбалансированность местных бюджетов: пока лишь около половины расходов муниципальных образований обеспечены доходами. Римма Ратникова привела такую нерадостную статистику, предоставленную Минфином России. За 2007 год доля межбюджетных трансфертов в объеме всех доходов местных бюджетов достигает 58 процентов. В то же время налоговые доходы в структуре собственных доходов местных бюджетов не превышают 42 процентов. По регионам этот показатель отличается в разы. В прошлом году доля расходов местных бюджетов на оплату коммунальных услуг бюджетных организаций и выплату заработной платы их работникам составила более 41 процента от всех расходов; в консолидированном бюджете страны муниципальные бюджеты составляют всего лишь 16 процентов. Все это при том, подчеркнула Римма Ратникова, что именно на местном уровне сосредоточены чрезвычайно затратные и социально значимые обязательства государства в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, дорожно-транспортной инфраструктуры и т.д.

По ее мнению, сформировалось очевидное противоречие между принципами бюджетного федерализма, основанными на реальном распределении полномочий между тремя уровнями власти, и сверхцентрализованной, унитарной по сути налоговой системы. И эта сложившаяся система распределения налогов не дает муниципалитетам стимулов к развитию собственной экономики, расширению налогооблагаемой базы — вывод, поддержанный почти всеми участниками прений. Другая острая проблема, обозначенная в выступлении Риммы Ратниковой, — это предоставление на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам. К примеру, внушительное количество земельных участков, которые могли бы служить важным источником доходов для местных бюджетов, освобождены от уплаты земельного налога.

В этой связи у законодателей нашло полное понимание предложение заместителя главы татарстанского парламента «о компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов региональных и местных бюджетов», подкрепленное словами Президента России Дмитрия Медведева о том, что «бессмысленно манипулировать какими-то юридическими конструкциями, ожидая, что муниципалитеты решат все без дополнительной финансовой подпитки».

В докладах и выступлениях в прениях были затронуты также и другие вопросы, законодательное решение которых поможет ускорить реализацию федерального закона по реформе местного самоуправления.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще