Прошедшие в воскресенье выборы в белорусский парламент дали довольно неожиданные результаты — вопреки предсказаниям, ни одно депутатское место не досталось представителям оппозиции, от которой выдвигалось 56 человек. Зато эти выборы были похожими на большинство предыдущих тем, что их посчитали абсолютно демократичными и легитимными наблюдатели СНГ и раскритиковали представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Для президента Александра Лукашенко эти выборы должны были стать последним штрихом в картине радикального улучшения отношений с Западом. В последнее время белорусский лидер сделал значительные шаги, чтобы наладить отношения с Европой и США. Он выпустил из тюрем заключенных, считавшихся в странах Евросоюза политическими, нанял известного британского политического пиарщика Тимоти Белла, который должен за немалые гонорары улучшать имидж белорусской власти в мире, а также пошел на беспрецедентное количество наблюдателей на выборах — из-за рубежа с этой целью в страну приехало около тысячи человек. Кроме того, впервые наблюдателям было позволено присутствовать непосредственно на процессе подсчета голосов. На такие уступки Александр Лукашенко пошел не от хорошей жизни. Парламент-ские выборы в Белоруссии начиная с 1996 года неизменно признавались нелегитимными западными странами, и в качестве наказания они ввели экономические санкции против Минска, а также запрет на поездки в Европу 41 официального лица, включая самого президента. Кроме того, в последнее время Александр Лукашенко пытается лавировать между Москвой и Евросоюзом, и для широты маневра в проведении такой политики ему нужны хорошие отношения с Западом.
В ходе этих выборов сначала из Белоруссии поступали обнадеживающие Минск заявления — западные наблюдатели говорили о том, что в плане демократичности проведения голосования есть несомненные подвижки к лучшему, хотя имеются и отдельные недостатки. Но когда стали известны первые результаты выборов и то, что ни один оппозиционер не получил мандата, оценки резко изменились на однозначно негативные. Особенно «старались» СМИ Польши, заявившие, что произошло «изнасилование демократии с особой жестокостью». Такие резкости были явно произнесены с досады — ведь до этого именно Варшава призывала остальную Европу попытаться дать Лукашенко последний шанс войти в «демократический лагерь».
Кто в этой ситуации больше прав — белорусская оппозиция и ее сторонники в Европе или официальный Минск с наблюдателями от СНГ, судить довольно сложно. Первые заявляют о том, что выборы целиком и полностью сфальсифицированы как по проценту явки избирателей (более 75 процентов) , так и по итогам непосредственно голосования, отмечая, что основные нарушения были допущены при подсчете голосов. Вторые говорят о том, что белорусское общество сегодня не имеет широкого протестного поля, которое существовало в стране в 90-е годы прошлого века. Люди хотят стабильности и страшатся неизвестности и перемен, в которые хочет втянуть страну оппозиция, поэтому и не голосуют за нее.
Так или иначе, но для России сегодня объективно Александр Лукашенко является куда более приемлемой фигурой, чем представители оппозиции, четко ориентирующиеся на Запад. Москве с лихвой хватает жестко проамериканского режима Ющенко на Украине, чтобы сделать однозначный выбор в пользу сегодняшней власти в Белоруссии.
Главная же интрига сейчас заключается в том, признают ли в ОБСЕ белорусские выборы легитимными. Если ответ будет положительным, это станет очень важной победой Лукашенко. Особенно в свете предстоящего в ближайшие дни визита в Минск Премьера России Владимира Путина, во время которого речь пойдет о ценах на газ, возможностях предоставления Москвой кредитов Белоруссии и о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Если европейские санкции с Минска будут сняты, то Александр Лукашенко сможет говорить о том, что альтернативой экономическому сотрудничеству с Москвой могут стать тесные взаимоотношения с Европой, у которой, к тому же, можно подзанять и денег. Имея такой козырь, белорусский лидер на переговорах будет чувствовать себя, безусловно, комфортнее.
Если же европейцы «забракуют» белорусские выборы, они тем самым, осознанно или нет, толкнут Александра Лукашенко в объятия России. За неимением альтернативных партнеров ему, по-видимому, придется во многом соглашаться с ее условиями. И касаться это будет как политики, так и экономики.
Белорусский лидер все это отлично понимает, потому и приложил столько сил, чтоб заручиться поддержкой Запада. Пойдут ли эти усилия на пользу белорусскому президенту, совсем скоро решат в ОБСЕ.