Во вторник на Украине резко обострился вялотекущий политический кризис, преследующий страну несколько последних лет после “оранжевой революции”. Союз партии “Наша Украина” – “Народная самооборона” (НУ-НС), возглавляемый президентом Виктором Ющенко, и Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) окончательно развалился.
Напомню, что с момента последних выборов в парламент прошло меньше года – в прошлом сентябре в результате досрочных выборов в Верховную раду победу “по очкам” получила “Партия регионов” Виктора Януковича, набравшая больше всех голосов, однако в результате объединения НУ-НС и БЮТ была создана правящая коалиция, которая, впрочем, стала “правящей”, но только не “коалицией” в истинном понимании этого слова. Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, уже во второй раз в истории Украины занявшие соответственно посты президента и премьер-министра, так и не сумели преодолеть противоречий, что и привело к положению, которое находящийся в оппозиции Виктор Янукович определил на днях так: “Воз, который везла так называемая демократическая коалиция, приехал. Окончательно”.
В последние месяцы “оранжевые” фактически уже не существовали как единая политическая сила, да и юридически они балансировали на грани распада. С одной стороны, коалиция не имела после выхода из нее двух депутатов большинства в парламенте, а с другой – президент и премьер вели себя по отношению друг к другу откровенно враждебно. Чего стоят только обвинения секретариата президента Ющенко в адрес Юлии Тимошенко в том, что она подкуплена Москвой и лоббирует ее интересы. Причем окружение президента называло даже сумму сделки – миллиард долларов. В ответ “оранжевая леди” сравнивала секретариат президента с чеховской “палатой №6”.
Разногласия между двумя высшими руководителями страны наблюдались практически по всем сколь бы то ни было важным вопросам – от проблем в экономике и методов их разрешения до внешнеполитических: если Виктор Ющенко, изо всех сил пытаясь понравиться Вашингтону, осудил действия России в ее конфликте с Грузией и начал чинить препятствия базированию в Севастополе Черноморского флота, то Юлия Тимошенко вела себя довольно сдержанно. Она отказалась подписывать антироссийское заявление в Раде, а также заявила, что не позволит дестабилизировать ситуацию в стране, нагнетая напряженность вокруг Черноморского флота РФ.
Довершением ко всему стало недавнее принятие в украинском парламенте фракциями “Партии регионов” и Блока Юлии Тимошенко законов, ограничивающих власть президента. Такой шаг и стал поводом к расторжению “оранжевого” брака.
Теперь сложилась ситуация, при которой ни одна фракция в парламенте не в состоянии преодолеть политический кризис в одиночку. А это значит, что остались два наиболее вероятных варианта развития событий: или Блок Юлии Тимошенко создаст коалицию со своим вчерашним непримиримым врагом – “Партией регионов” Виктора Януковича, или, если этого не произойдет в течение 30 дней, парламент (таковы украинские законы) может быть распущен и в который уже раз в стране начнется предвыборная кампания.
Абсолютно очевидно, что реализация любого из этих вариантов не прибавит стабильности стране: идеологические антиподы Янукович и Тимошенко могут лишь “дружить против Ющенко”, а союзы такого рода всегда ненадежны. Про новые парламентские выборы и говорить излишне – они всегда являются довольно дестабилизирующим фактором и для других стран, не в пример Украине более развитых в экономическом и политическом плане.
Однако за скобками большинства комментариев наблюдателей остается вопрос совместных действий Виктора Януковича и Юлии Тимошенко по планомерному превращению страны из президентской республики в парламентскую. Учитывая намерения и того, и другой занять президентский пост, это может выглядеть как тактический ход по ослаблению Ющенко, и победитель должен отыграть назад после очередных выборов главы государства. Если же главные действующие лица украинской политики решили на самом деле сделать премьер-министра, избираемого парламентом, главным человеком в государстве, это, учитывая разницу внешнеполитической ориентации населения запада и юго-востока страны, вполне может поставить Украину на грань развала. Президент, каким бы он ни был, по определению представляет интересы всей нации, как бы цементируя ее своей единоличной властью, в то время как премьер-министр будет ориентироваться лишь на партии, его избравшие. А учитывая, что электораты этих партий локализованы в основной массе в разных областях, да к тому же идеологически и духовно находятся на непримиримых позициях, угроза распада страны в случае изменения формы правления значительно возрастет. И говорить о том, понимают ли это сегодняшние украинские политики, а если понимают, не ведут ли они дело к такому концу умышленно, пока довольно сложно.