На днях стало наконец окончательно понятно, что вооруженная часть конфликта между Грузией и Россией завершена и настал черед споров и дискуссий на уровне дипломатов – президенты России и Франции Дмитрий Медведев и Николя Саркози договорились об отводе российских миротворцев с территории Грузии и замене их международными наблюдателями, которые станут служить своеобразным буфером между конфликтующими сторонами. А во вторник между Россией, Южной Осетией и Абхазией были установлены дипломатические отношения.
В последние дни, как отмечает большинство наблюдателей, стала более спокойной и адекватной реакция стран Запада на происходящее на Кавказе. Как и ранее, наиболее жесткие оценки действий России слышатся из Вашингтона. Но, по всей видимости, они больше адресованы американскому избирателю, нежели Москве, которая четко дает понять, что действовать будет по-своему.
Попытка американских правителей сохранить лицо перед собственным населением вполне понятна. Ведь что произошло? Страна, считающая себя единственной сверхдержавой, призванной диктовать свою волю всем остальным, допустила, чтобы ее самый верный союзник на Кавказе, которого она долго обучала и вкладывала в него деньги, позорно проиграл войну, побросав всю дорогостоящую технику и вооружение при первых боевых столкновениях, а часть его территории была занята российской армией. Понятно, что после этого американский избиратель вполне имеет право спросить свое правительство, почему деньги налогоплательщиков уходили на поддержку столь одиозного режима и на закупку вооружений, вмиг оказавшихся российскими трофеями. Вопрос этот крайне неудобен для Вашингтона, и, чтобы он не прозвучал в полный голос, были необходимы истерика с обвинениями России в вероломной агрессии, угрозы ей, а также бурная деятельность по оказанию гуманитарной помощи “маленькой и демократичной” Грузии посредством боевых кораблей.
Однако этот запал постепенно иссякает, корабли американского ВМФ скоро будут выведены из Черного моря, а между Россией и Евросоюзом в лице французского президента Саркози заключен договор, который, по всей вероятности, европейцы считают своей крупной дипломатической победой, но на деле он выгоден прежде всего Москве. Оставаться на территории Грузии за пределами теперь уже суверенных государств Южной Осетии и Абхазии нашим миротворцам и далее означало бы обречь себя на бесконечные военные провокации со стороны Тбилиси и обвинения со стороны Запада. После выполнения же достигнутых договоренностей российские войска будут надежно обеспечивать безопасность двух союзнических республик, а европейцам доверяется присматривать за непредсказуемыми “горячими парнями” из грузинского руководства.
Москва своих целей добилась – даже если Грузия и войдет в НАТО, при помощи военной силы этого блока ей не удастся присоединить к себе народы, не желающие жить с ней в одном государстве и исторически тяготеющие к сближению с Россией. А это уже является стратегическим проигрышем не только для США, но и для всего североатлантического альянса. Осознавать такое обидно, а значит, обвинения в наш адрес будут звучать еще длительное время, к чему, впрочем, понимая их подоплеку, стоит относиться вполне спокойно.
Конфликт на Кавказе дал еще один эффект, который изначально был трудно предсказуем. Некоторые соседи России, тяготеющие в последнее время к дружбе с Вашингтоном, вынуждены как минимум задуматься, насколько надежна эта дружба и насколько можно доверять словам американцев о поддержке и помощи в тяжелую минуту. Наиболее ярко это изменение позиций было продемонстрировано недавно на встрече азербайджанского президента Ильхама Алиева и вице-президента США Дика Чейни. Последний убеждал Баку отказаться от транспортировки нефти по территории России, но получил твердый отказ. Этот визит Дика Чейни в столицу Азербайджана был назван наблюдателями полным провалом. Стоит заметить, что так жестко Ильхам Алиев никогда раньше с американцами не разговаривал.
Старается в последнее время не ссориться с Москвой и молдавский президент Владимир Воронин, от которого Россия добивается обязательства не вступать в НАТО. Другими глазами взглянули на потенциал нашей страны, ее место в мировой политике и страны Средней Азии, других регионов. И это вполне объяснимо – многие государства сегодня не в восторге от доминирования одной-единственной державы в мире, и они усиленно ищут иные, альтернативные, полюсы силы. Это, конечно, не означает, что отныне Россия ввяжется в новую гонку вооружений с США и Евросоюзом, но то, что определяющим в ее политике становятся исключительно интересы самого государства и его граждан, – вполне очевидно.