На днях на встрече министров иностранных дел стран — членов НАТО в Брюсселе было принято решение о временном прекращении работы совета Россия — НАТО. Поводом к этому послужил недавний военный конфликт между нашей страной и Грузией. Такое решение практически не затрагивает реальных интересов России и свидетельствует о нежелании этого военного блока всерьез ввязываться в конфликт на стороне Тбилиси.
Страны альянса в очередной раз продемонстрировали доминирующую в сегодняшнем мире практику двойных стандартов: критикуя действия России против Грузии, они даже не упомянули о том, что все началось в ночь на 8 августа с агрессии Тбилиси и гибели сотен мирных жителей Южной Осетии. Тем не менее, учитывая, что некоторые «горячие головы» из стран Восточной Европы предлагали ввести в Грузию войска НАТО, конечное решение брюссельской встречи выглядит победой умеренных стран «старой Европы». Не желают полного разрыва отношений с нашей страной прежде всего Германия и Франция. Однако недавно к ним неожиданно присоединилась и Великобритания, министр иностранных дел которой Дэвид Милибэнд заявил, что не желал бы изоляции России. С осуждением позиции Польши и Балтийских стран, однозначно поддержавших режим Саакашвили, выступил и президент Чехии Вацлав Клаус, подчеркнувший, что конфликт начался с вооруженного нападения грузинской армии на Цхинвал.
В ответ на решение о замораживании контактов НАТО с Москвой наиболее жестко выразился постпред России при Североатлантическом альянсе Дмитрий Рогозин: «НАТО лишь продемонстрировало, что эта организация с блоковым подходом — из прошлого, она готова выдать индульгенцию всякой политической шпане. Заявление НАТО, конечно, мракобесное, но из него ничего не вытекает».
Если же оставить в стороне все взаимные претензии и угрозы, картина сегодня выглядит следующим образом. Россия быстро и в целом умело одержала победу над Грузией. Но не над ней одной. США приложили немало усилий своих военных инструкторов, потратили огромные деньги, ускоренным путем все последние годы вооружая и обучая грузинскую армию. И «неуд», который получили по результатам неудавшегося блицкрига грузинские военные, им надо делить со своими учителями и идейными вдохновителями. Понимая все это, американские правители, дабы не потерять лицо перед своими союзниками и собственным народом, сейчас из кожи вон лезут, чтобы внушить миру мысль о существовании угрозы для Грузии в лице пребывающих на ее территории российских войск. Такая тактика впоследствии позволит им представлять себя в качестве победителей, которые не дали российским военным дойти до Тбилиси и свергнуть Саакашвили. А то, что Москва никогда и не ставила такую задачу (иначе давно бы ее выполнила), Вашингтон уже мало интересует.
События последних дней ярко продемонстрировали, что Европа, особенно старая ее часть, несмотря на всю жесткость риторики, не желает серьезного конфликта, тем более военного, с Россией. В сегодняшнем мире все взаимозависимо. Например, в случае дальнейшего ухудшения отношений между нашей страной и США Москва может закрыть воздушный транспортный коридор через свою территорию в Афганистан для войск НАТО. К тому же Иран для американцев сегодня куда более важен, чем Грузия, а договориться с его руководством, да и вообще хоть о чем-то разговаривать с ним может только Россия. Нужны мы США и Европе и для проведения общей политики нераспространения ядерного оружия, и для совместной борьбы с терроризмом. Есть у России и еще один серьезный козырь — Европа прочно «сидит» на наших энергоносителях, и возможная потеря этого источника в отношениях с нашей страной всегда учитывается.
Главный же итог прошедшей «пятидневной войны» заключается в том, что ни осетины, ни абхазы больше ни при каких, даже самых привлекательных для них, условиях не захотят оставаться в составе Грузии, жить в государстве, руководство которого желало их физического устранения. И этим Саакашвили, по иронии судьбы, решил, как и обещал, территориальный вопрос. Похоже, окончательно.
Участь же непризнанных республик, по всей видимости, решится в самое ближайшее время. Вариантов здесь несколько. Россия может формально не признавать их суверенитета, но в своем законе закрепить положение о защите в случае военного нападения на них. Так сделали США по отношению к Тайваню. Дело может дойти и до принятия Южной Осетии и Абхазии в состав России как отдельных субъектов федерации (законодательство нашей страны детально прописывает этот процесс). Так или иначе, но народы двух республик после такой страшной бойни непременно попросят гарантий своей безопасности у своего более сильного соседа (Абхазия уже сделала это, попросив Россию признать ее независимость). И, по всей видимости, такие гарантии им будут предоставлены.