На днях один из кандидатов в президенты США Барак Обама заявил, что в скором времени в блок НАТО может вступить Финляндия, занимавшая после Второй мировой войны нейтральный статус. Между тем в этой стране назначен новый глава МИДа Александер Стубб, ратующий за вхождение в альянс. Наряду с желанием американцев правдами и неправдами заполучить в члены Североатлантического блока и Грузию с Украиной, все это ясно говорит о продолжающейся экспансии НАТО и все более явных попытках США перекроить существующий миропорядок.
После состоявшегося в Бухаресте саммита стран-членов НАТО многие российские эксперты высказывались в победных тонах: Украине и Грузии отказали стать участниками плана по вхождению этих государств в Североатлантический союз. Однако, думается, этот оптимизм не очень уместен. Учитывая нахрапистую политику США после окончания холодной войны, можно с большой долей вероятности предположить, что вхождение в НАТО двух бывших республик СССР – лишь дело времени. И Россия в этой ситуации (если мыслить реалистичными категориями) помешать этому процессу не сможет. Как до этого она не смогла помешать вступлению в Североатлантический блок бывших стран Варшавского Договора, а затем и Прибалтийских республик.
Сценарий дальнейшего развития событий на Украине, по всей вероятности, будет заключаться в том, что власти Киева (не без мощной финансовой и идеологической помощи Соединенных Штатов) начнут целенаправленно, с использованием всех существующих СМИ, уверять своих граждан в том, что вступление в альянс – сущее благо. Причем благо в том числе и материальное (это, вероятно, будет главным аргументом) – ведь после вступления в военный блок Украине настанет черед стать членом и Евросоюза, а здесь можно ждать и экономических дивидендов. И как капля точит камень, так и позиция большинства украинцев в отношении НАТО со временем, думается, изменится. России это осознавать неприятно, но, по всей видимости, придется. И заявления некоторых наших политиков о том, что Украина в случае принятия решения о вступлении в альянс немедленно расколется на две части – западную и восточную – вряд ли имеют под собой какие-либо серьезные основания. Все это наводит на мысль, что уже сегодня необходимо просчитывать те шаги, которые наша страна сможет предпринять, если ситуация будет развиваться по пессимистичному для нее сценарию.
Несколько иначе обстоят дела в отношении Грузии. Здесь мятежные Абхазия и Южная Осетия абсолютно не намерены поддерживать желание Тбилиси стать членом НАТО, так как хорошо понимают, что сразу после того, как это случится, они будут присоединены к Грузии с помощью военной силы. И здесь все зависит от позиции России. Если наша страна твердо встанет на путь признания независимости двух отколовшихся республик, то это де-факто произойдет. Отделение Абхазии и Южной Осетии будет своеобразной компенсацией России за вступление Грузии в альянс, и, думается, американцы это при определенных условиях "проглотят". Тем более что в этих республиках проживают фактически российские граждане, а США вряд ли захотят иметь в дружественной стране подобную "пятую колонну". Но такое развитие событий может быть только результатом торга между США и нашей страной, где Россия заняла бы крайне жесткую позицию.
Можно вполне согласиться с наблюдателями, которые видят в желании Грузии и Украины войти в Североатлантический блок их банальное стремление сохранить свою государственность, причем в существующих границах. Ведь потери русскоязычных восточных областей для Украины и Абхазии с Южной Осетией для Грузии – вполне реальны. И скрепить их можно только "обручем" всей военно-политической мощи альянса. Но если Украина с этой задачей, возможно, справится, то в отношении Грузии этого сказать пока определенно нельзя.
Если же задуматься о причинах и последствиях расширения НАТО (кстати, наряду с Финляндией в блоке обсуждаются и возможности присоединения Швеции) для мира в целом, то налицо попытки США сделать Североатлантический блок, то есть самих себя, главным центром принятия глобальных решений (своеобразным "мировым правительством"), лишив этой функции ООН. По сути дела, предпринимаются шаги, полностью перечеркивающие те контуры миропорядка, которые сложились после Второй мировой войны. Соединенным Штатам в этом противостоят, помимо России, другие мировые центры силы, прежде всего Китай, отчасти Индия и Иран, некоторые страны Латинской Америки. И от исхода этой борьбы, без преувеличения, будет зависеть будущее всей планеты.