Борьба с коррупцией требует денег
"В совершении преступлений, связанных с коррупцией, виноваты не злые духи, а люди, поэтому и формы работы здесь должны быть многообразными, прежде всего индивидуальными".
Таков был один из выводов, сделанных депутатами в ходе заседания Комитета по законности, регламенту и депутатской этике Госсовета РТ после обсуждения сводного отчета о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Татарстане в 2007 году. Документ, подготовленный соответствующим отделом Аппарата Президента РТ, участникам заседания представили главные советники отдела Евгений Гатцук и Алексей Панкратов. "Фактами, влияющими на состояние коррупции, являются прежде всего отсутствие целевой, комплексной антикоррупционной политики на федеральном уровне, несовершенство действующего законодательства, дублирование государственных функций на различных уровнях власти", – сказано в отчете. Несмотря на то что в республике пока не удается избавиться от проявлений коррупции, тем не менее дело сдвинулось. Скажем, в правовом регулировании данной сферы, а также совершенствовании государственного управления и государственной службы. Так, в 2007 году введены в действие стандарты государственных услуг и административных регламентов, которыми установлены нормы управленческих процессов, – эти меры направлены на сокращение коррупционных предпосылок.
В целом же пищи для размышлений предостаточно. В 2007 году правоохранительными органами Татарстана выявлено 572 преступления, связанных с коррупцией. Преобладают факты взяточничества – 355 случаев. Наибольшее количество их выявлено в сферах образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса. Кроме того, к ответственности в прошлом году были привлечены девять глав сельских поселений.
Законом РТ о противодействии коррупции предусматривается проведение мониторинга коррупционных проявлений, но финансирование этой работы оказалось под вопросом. Как выяснилось, в законе отсутствуют положения, например, о едином заказчике исследований и механизме выделения денежных средств. Не решены эти вопросы и в Республиканской программе по реализации стратегии антикоррупционной политики на 2006-2008 годы. "Между тем стадия энтузиазма миновала, на борьбу с коррупцией нужны деньги", – высказался Алексей Панкратов, уточнив, что при разработке уже следующей республиканской антикоррупционной программы на 2009-2011 годы вопросам финансирования нужно будет уделить особое внимание.
Не все муниципальные районы Татарстана оказались морально готовы к законодательному переделу границ своих (как прежде считалось) территорий, сообщил в ходе заседания Комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению министр юстиции Мидхат Курманов. Например, трудности возникли во взаимоотношениях между Зеленодольским и Кайбицким, Тюлячинским и Пестречинским районами. Тем не менее сроки завершения этой работы поджимают, а из представленных 44 (по количеству районов, за исключением Казани) “черновых” законопроектов, полностью пока готовы только тринадцать. “Мы доработали с районами вопросы по лесу и воде, но, к сожалению, остались спорные ситуации, где достигнуть полного согласия еще не удается”, – сообщил Мидхат Курманов. Впрочем, по его мнению, шанс воздействовать на несговорчивых руководителей все-таки остается. “Если в ближайшее время главы этих территорий откажутся пойти на компромисс, вопрос будет вынесен на уровень руководства республики”, – предупредил министр.
Состав потребительской корзины в Татарстане установлен с нарушениями федерального законодательства, считает прокурор РТ Кафиль Амиров, который внес в парламент республики соответствующее представление. Документ обсуждали сразу два комитета Госсовета – по социальной политике и по бюджету, налогам и финансам.
Суть в том, что законопроект, утверждающий параметры данной “корзинки”, был внесен Правительством в Госсовет еще в июле прошлого года, но ее “содержимое”, как отметила прокуратура, осталось на уровне 2002 года. Мало того, заложенный в корзине объем потребления отдельных продуктов и услуг оказался ниже по аналогичным показателям, чем в целом по России. Причем это относится к таким востребованным продуктам, как фрукты, мясо, рыба, яйца, а из услуг – к центральному отоплению, энергоснабжению, сфере культуры. “Неприглядная ситуация вокруг законопроекта длится уже около полутора лет, но дальше тянуть нельзя”, – согласился с представлением прокурора председатель парламентского Комитета по бюджету, налогам и финансам Илсур Сафиуллин. Депутаты решили вынести вопрос о сроках доработки и внесения данного законопроекта в Госсовет на ближайшую сессию парламента.
Любопытную и, как оказалось, далеко не бесспорную законодательную инициативу для внесения в Государственную Думу обсудили участники заседания Комитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству. Речь идет о том, чтобы добавить в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” одно-единственное слово, которое сделает его содержание гораздо эффективнее. И слово это – “оборот” (торговый).
Как пояснили представители республиканского Министерства промышленности и торговли, выступившие разработчиками законопроекта, они добиваются, чтобы ответственность за фальсифицированное спиртное поровну делили как его производители, так и торговые сети. Человек, отравившийся поддельной, скажем, водкой, вправе предъявить претензии также и к продавцу этого товара, убеждал участников заседания заместитель министра Владимир Соловьев. Однако мнения депутатов на этот счет разделились. Например, председатель комитета Марат Галеев поддержал инициативу, “направленную на защиту экономических интересов как государства, так и рядовых потребителей”. Другие парламентарии засомневались: если магазин принял у поставщика спиртное по официальным документам, при наличии лицензии, а потом оказалось, что продукция фальшивая, в какой степени здесь виноват продавец? В итоге решено было вынести обсуждение поправки на пленарное обсуждение Госсовета, которое намечено на 24 апреля.